октябрь 8, 2009
6 октября в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (УФАС по Алтайскому краю) прошло заседание комиссии по делу, возбужденному по заявлению частного медицинского центра "Интервал". Поводом для возбуждения стало отклонение заявки центра на его участие в сфере оказания бесплатной медицинской помощи населению в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).
Как было установлено материалами дела, 2 октября 2008 года представители медицинского центра "Интервал" подали в Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности заявку на включение в систему обязательного медицинского страхования. Спустя почти четыре месяца заявка была рассмотрена и отклонена. Мотивацией отказа послужило то, что, во-первых, виды услуг, оказываемые "Интервалом", в полном объеме предоставляются гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а во-вторых, в связи с дефицитом финансирования программы обязательного медицинского страхования.
Ранее "Интервал" уже пытался включиться в работу в системе ОМС. Тогда в рамках одного судебного процесса было установлено, что необходимым предварительным условием заключения договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по медицинскому страхованию является включенность учреждения в Перечень организаций здравоохранения, работающих в системе ОМС. Этот Перечень является приложением к Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Алтайского края. Вторым процессом было установлено, что именно Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности является уполномоченным государственным органом, формирующим данный Перечень. Согласно действующему законодательству, решение о включении в перечень принимает комиссия, в состав которой входят представители Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, врачи – представители лечебных учреждений края.
Наряду с заявкой "Интервала" в январе 2009 года комиссия рассмотрела также заявки от санатория "Барнаульский", филиала медико-санитарной части ГУВД по Алтайскому краю (центра реабилитации), поликлиники ЗАО "Алтайский шинный комбинат" и консультативно-диагностического центра "Добрый доктор". Вместе с "Интервалом" было отказано также центру "Добрый доктор" (по тем же причинам, что и "Интервалу"), а также санаторию и центру реабилитации ГУВД. Поликлиника ЗАО "Алтайский шинный завод" была включена в Перечень организаций здравоохранения, работающих в системе ОМС.
Как пояснили представители крайздрава и ТФОМС на заседании комиссии УФАС по Алтайскому краю, заявка поликлиники Шинного завода была одобрена по социальным мотивам: это учреждение обслуживает пациентов из числа работников предприятия, многие из которых являются иногородними, из-за чего получение ими медицинской помощи в рамках системы ОМС по месту жительства крайне затруднен.
По мнению представителей крайздрава и ТФОМС, решение комиссии относительно включения одних учреждений в Перечень и отказа другим было обоснованным и принималось оно в интересах граждан и в рамках действующего законодательства.
Однако комиссия УФАС по Алтайскому краю, тщательно изучив все материалы дела, пришла к выводу, что комиссия по рассмотрению заявки на участие медицинских организаций в сфере оказания бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС и оказания высокотехнологичной медицинской помощи нарушила ст. 15 Федерального закона № 135 "О защите конкуренции" (принятие уполномоченными органами ограничивающих конкуренцию актов). Комиссии выдано предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства.
По мнению комиссии УФАС по Алтайскому краю, включение частных учреждений здравоохранения в систему ОМС будет способствовать развитию конкуренции в сфере здравоохранения, а значит, - повышению качества обслуживания и предоставляемых населению медицинских услуг.