октябрь 14, 2009
По маршруту "Санкт-Петербург – Ялта" через Белоруссию и Украину проехал на автомобиле этим летом не я, а мой знакомый. Ответ на первый напрашивающийся вопрос: почему был выбран этот путь, а не логичная вроде бы дорога через Москву, прост – изучение отзывов в Интернете показало, что так можно сэкономить время, избавившись от столичных пробок. Во-вторых, эта дорога на 300 километров короче "московской". В-третьих, комментаторы писали, что трасса не сильно загружена транспортом и что дорожные полицейские там не свирепствуют. Скажу сразу, что Интернет не обманул и на этот раз, все так и было.
Почему я решил сообщить вам отдельные впечатления от путешествия друга? Ответ тоже незамысловат: у нас чудовищно мало информации о жизни тех, с кем мы еще не так давно жили единым Советским Союзом. В московских телепередачах и статьях – засилье штампов (Украина то ворует наш газ, то амурничает с нашими "врагами"; в Белоруссии правит последний диктатор Европы, но народ там добрый и непритязательный).
Панорама иностранной жизни, которая открылась моему другу из окна его автомобиля "КИА-Спектра", конечно же, неполна, но тем не менее позволяет судить, как ТАМ живут.
Интернет советовал ехать строго по правилам, потому что при нарушении ПДД в 100 случаях из 100 разговор с инспектором закончится наказанием. Причин такой принципиальности две. Первая – у белорусов, говорят, измеритель скорости ("радар") соединен с компьютером, да и диктофон включается автоматически при фиксировании радаром превышения скорости. Если будет зафиксировано нарушение, но не будет протокола, милиционера вышибут с работы. Вторая причина – работа "Белой стрелы" (так там вроде бы называют сотрудников подразделения собственной безопасности милиции). В экипаже патруля один из двух, а может, и оба сразу сотрудничает с "БС". Но если ты законопослушный путешественник, тебя никто не тормознет в голом поле "для проверки документов".
Здесь тоже строгости. В последнее время штрафы сильно увеличились, их безжалостно берут с нарушителей, но по пустякам народ тоже не дергают. Например, ограничения скорости при ремонте трассы можно не придерживаться, если там нет фактически работающих дорожников и их техники. Согласитесь, разумно сделано? Также дозволено без наказания превышать на 20 км в час предписываемый знаком лимит скорости. При этом на большинстве междугородных перегонов стоят знаки "110". Значит, основная масса, не опасаясь штрафов, движется со скоростью 130. И это законно!
Законно также не остановиться где-нибудь в степи по взмаху человека в милицейской форме, но не на специальной патрульной машине. Таких продавцов полосатых палочек – обычно это переодетые бандиты – в Украине зовут "казачками". Против них борются и сами дэпээсники, потому что казачки их дискредитируют.
Вывод моего друга: обстановка на дорогах Белоруссии и Украины дружелюбнее, чем в России. Мне думается, что мы отстаем от "младших сестер". А как считаете вы?