Бюджетные вливания

январь 22, 2004

Открывая бутылочку водки, мы вряд ли подозреваем, что в ее розничной цене 30 рублей составляют налоговые платежи. Тема уплаты акцизных сборов в бюджеты различных уровней является весьма болезненной как для производителей алкогольной продукции, так и для местных властей, заинтересованных в максимальном наполнении госказны. Особенно она обострилась после 1 января этого года, когда ставки акцизов на ликероводочную продукцию были увеличены на 18%, что обернулось ростом цен на розничном рынке. Неслучайно первое заседание межведомственной комиссии (МВК) посвящалось именно теме акцизных сборов.

Не протолкнешься!

В ходе заседания МВК, имеющей сложное название "по защите государственных и общественных интересов в сфере оборота этилового спирта, алкогольной продукции, нефти и нефтепропродуктов, заготовки, переработки и реализации лома и отходов черных и цветных металлов", были оглашены несколько любопытных цифр, красноречиво говорящих о неблагополучном состоянии алкогольной отрасли края. В целом, выяснилось, что за минувший год производство водки, спирта и ликероводочной продукции пусть и незначительно, но сократилось: водки - 98% от предусмотренных в начале года цифр, а спирта - 80%. Эксперты объясняют это тем, что Бийский спиртзавод до сих пор не преступил к работе. По нашим данным, годовая потребность краевых предприятий отрасли в этом сырье составляет 1,1 млн. дал. Иткульский спиртзавод производит порядка 850 тысяч дал спирта, дефицит сырья покрывается за счет продукции спиртзаводов из других регионов.

Вторая причина отраслевой стагнации заключается в том, что алтайские производители ликероводочной продукции фактически давно обеспечили потребности жителей края в собственной продукции и исчерпали возможности для роста. Еще полтора года назад генеральный директор корпорации "Алтайспиртпром" Владимир Вагнер в интервью нашему изданию говорил о том, что "запас производственных мощностей отрасли составляет 6 млн. дал в год, а население края потребляет за это же время 2,1 млн. дал". С тех пор эти цифры не сильно изменились. Если заводам сегодня начать наращивать объемы производства, то на местном рынке будет точно такая же картина, как в переполненном автобусе в час-пик - не протолкнешься. Конечно, самым известным производителям алтайской водки (БЛВЗ, Иткульскому спиртзаводу и др.) можно было бы попытаться направить свою продукцию в другие регионы. Но пока они этого не делают. В подтверждение этому на МВК было сказано, что наши заводы поставляют за пределы края всего 5% своей продукции, в то время, как завозится на Алтай "чужой" водки 15% от потребностей рынка. Причем водка эта сортовая - "Кузьмич", "Флагман", "Беленькая", "Русский стандарт", та, которую чаще всего предпочитает покупать средний класс.

План увеличен в два раза

Стагнационный процесс, вопреки ожиданиям и прогнозам, не повлиял коренным образом на собираемость акцизных платежей. Предприятия отрасли перечислили в 2003 году в краевой бюджет 822 млн. акцизных рублей (на 112 млн. рублей больше, по сравнению с 2002 годом). Председатель МВК, первый заместитель главы администрации края Николай Чертов с удовольствием отметил, что собираемость акцизов в отрасли "значительно улучшилась". Это подтвердили и налоговики, сообщившие, что с одного рубля начисленных акцизов в бюджет поступило 96 копеек. Недоимка - минимальная. Правда общий объем задолженности по акцизным платедам, которая тянется уже несколько лет, увеличилась до 417 млн. рублей.

Любовь Николая Чертова к уплаченным в срок акцизным платежам вполне понятна и даже ожидаема. Дефицитный бюджет Алтайского края на 2004 год уже неоднократно называли самым социально напряженным за последние несколько лет. А налоговая политика государства основывается сегодня на перераспределении налоговых платежей между бюджетами различных уровней. Акцизные от местных производителей, начиная с этого года, будут полностью зачисляться в краевой бюджет (ранее они перераспределялись, исходя из пропорции 50/50, между федеральным и местным бюджетами). И предварительный план на 2004 год по сбору "водочных" акцизов от местных и других производителей увеличен налоговой инспекцией в два раза!

Шансов мало, но они есть

После заседания МВК нам удалось побеседовать с генеральным директором корпорации "Алтайспртпром" Владимиром Вагнером.

- Владимир Анатольевич, как складвается сегодня ситуация на двух наиболее проблемных предприятиях отрасли - Бийском спиртзаводе и Змеиногорском ликеро-водочном заводе?

- Они проходят процедуру банкротства. Чтобы возобновить производство продукции на Бийском спиртзаводе, было создано акционерное общество - "Алтай-Росспиртпром". В это общество переведены основные активы бийского предприятия и трудовой коллектив. Министерство по налогам и сборам РФ уже рассмотрело все регистрационные документы "Алтай-Росспиртпрома", и в ближайшее время бийскому предприятию будет выдана соответствующая лицензия. Надеюсь, что в конце января Бийский спиртзавод вновь приступит к работе.

В Змеиногорске ситуация несколько сложнее. Там на предприятии введено внешнее наблюдение. Мы ожидаем, что все стадии банкротства, а также процедура замораживания больших долгов завода, будут пройдены в течение первого квартала. Но пока можно только прогнозировать, что в конце февраля - начале марта Змеинорский ликеро-водочный завод возобновит производство продукции.

- Сегодня на заседании МВК часто говорилось о том, что местные розничные сети и продовольственные магазины практически затоварены алтайской ликеро-водочной продукцией. При этом производственные мощности заводов загружены примерно на 50%. Получается, что если к выпуску водки вскоре приступят еще Бийский и Змеиногоорский заводы, то кризис перепроизводства алкогольной продукции в крае может только усугубиться. Как будете сбывать излишки?

- Безусловно, затоваренность рынка - это серьезная проблема. Ведь на него в последнее время вышли со своей продукцией еще два производителя - завод "Биотек" и Барнаульский пивоваренный завод (правда, его водка "Ворсин" пока находится несколько в иной ценовой категории). Поэтому войти в рынок и бийчанам, и змеиногорцам будет крайне сложно. Но мы надеемся, что все предприятия, в том числе - корпорация "Алтайспиртпром", сосредоточатся на поставках алкогольной продукции за пределы края. Необходимо осваивать региональные рынки.

- Какая алтайская водка имеет хорошие шансы завоевать эти рынки?

- В первую очередь, это сортовая водка, то есть водка, скажем так, "среднего класса", а не класса "премиум". Но такой сортовой водки в крае производится мало. Поэтому предприятиям, возможно, придется перепрофилировать линии для выпуска новой продукции. Скорее всего, придется создавать и новый брэнд, с которым можно будет идти в другие регионы. Да, у нас есть хороший водочный брэнд "Алтай". Но эта водка относится к классу "премиум" и ее объемы производства в крае незначительны.

Статистика свидетельствует о том, что рынок алкогольной продукции сегментирован достаточно жестко. Потребляется примерно 1-2% водки класса "премиум" и около 10% водки "среднего класса" (от общего объема всей выпущенной продукции - Прим. ред.). И нашим предприятиям в условиях очень высокой конкуренции необходимо вклиниться со своей продукцией именно в эти 10 процентов.

Сегодня на МВК я уже подчеркивал, что в наш край завозится примерно 5% ликеро-водочной продукции неалтайских производителей, а наши заводы вывозят за пределы края 15% от общего объема производства. Если наладить на Алтае выпуск сортовой водки, то эти цифры изменятся в лучшую сторону. Отмечу также, что сортовая водка экономически более выгодна предприятиям. К примеру, в структуре производства новосибирского концерна "ВИНАП" она составляет 60%, а у нас - 1-2%.

- Какие-то конкретные водочные марки Алтая могут претендовать на принадлежность к "среднему классу"?

- Могут. Например, на Каменском ликеро-водочном заводе мы выпускали серию водок "Династия". Она попадала именно в эту группу, Сегодня "Династия" ушла с рынка, а завод готовится к выпуску другой водки - "Алтайское золото". Иткульский спиртзавод разрабатывает новую водку и даже новую бутылку для того, чтобы попасть в "средний класс". Бийский спиртзавод, скорее всего, тоже будет выпускать водку этого класса. Поэтому шанс отвоевать часть регионального рынка у нас есть.

- Много ли алтайской водки в 2003 году было отправлено на экспорт?

- Иткульский спиртзавод по-прежнему поставляет за рубеж водку "Алтай". Несколько поставок своей продукции в США и Германию осуществил Барнаульский ликеро-водочный завод. Но все это - очень небольшие партии. В целом, экспорт алтайской водки составил 0,5% от общего объема выпуска. Мировой рынок очень сложный.

Размах "паленки"

Повышение акцизов в ликероводочной отрасли автоматически вызвало и рост цен на оптовом и розничном рынках. По мнению экспертов, каждая бутылка водки в среднем подорожает за январь на 5-6 рублей. К тому же, в первом месяце года ожидается традиционный для водки и другой алкогольной продукции спад спроса. В лучшем случае, рынок оживится к концу февраля.

По всей вероятности, рост розничных цен на водку будет только на руку нелегальным производителям фальсифицированной продукции. Размах рынка паленой водки по-прежнему достаточно внушительный и, по некоторым, оценкам, составляет 30-40% от общего объема производства. В Алтайском крае в прошлом году удалось выявить и не пропустить на потребительский рынок более 5 тысяч декалитров фальсифицированного алкоголя. То, что с нелегальными производителями спиртных напитков бороться тяжело, подтверждают и статистические данные (см. инфографику). "Примечательно хотя бы то, что количество летальных исходов сокращается, - грустно прокомментировал цифры Николай Чертов. - Но общая статистика все равно не радует".