Насколько популярен аутсорсинг у барнаульских компаний

октябрь 19, 2009

Передача непрофильных функций сторонним исполнителям – явление, получившее иностранное название “аутсорсинг” (от анг. out – “внешний” и source – “источник”), стало известно в России не так давно – примерно с конца 90-х. С наступлением кризиса многие аналитики пророчили ему большое будущее, ведь одно из преимуществ аутсорсинга – сокращение расходов. Прельстила ли возможность сэкономить барнаульских заказчиков, выясняли мы у представителей компаний, оказывающих услуги аутсорсинга.

Почти бранное слово

Вряд ли в наше время найдется коммерческая организация, на компьютерах которой не была бы установлена небезызвестная электронная справочная система. Вот и мы в поисках аутсорсеров обратились к ней. Однако на тематический запрос справочная система выдала лишь один вид аутсорсинговых услуг – IT, продублировав рубрику как “услуги системного администрирования”. Из других исполнителей функций, часто передаваемых “на сторону” – бухгалтерия, кадровое дело, маркетинг, – никто не обозначил свою деятельность иностранным словом.

Интернет-запрос тоже ничего особенного не показал. Введя в поисковую строку “аутсорсинг Алтайский край”, мы узнали, что “механизм аутсорсинга административно-управленческих процессов внедряется в органах исполнительной власти Алтайского края”, и наткнулись на пару-тройку упоминаний этого слова в инфокарточках кадровых и коллекторских агентств. Специализированную компанию-аутсорсера нам удалось найти лишь одну – агентство “Организатор”. Сфера ее деятельности – маркетинговые услуги.

Екатерина Оселедченко,
директор агентства “Организатор”:

В крае мы единственные, кто позиционирует себя как аутсорсер в сфере пиар и маркетинга, подобное агентство есть в Омске. И это несмотря на то, что первыми специалистами, попавшими под удар с началом массовых увольнений, стали именно сотрудники отделов рекламы и маркетинга. Я вообще удивлена, что вы задаете вопрос про “аутсорсинг”. Для многих компаний это чуть ли не бранное слово. Редко кто из представителей местного малого и среднего бизнеса знаком с этим понятием.

Сократили, обратились

Уменьшение штата сотрудников отделов маркетинга пошло на пользу “Организатору”. Пакет заказов компании за прошедший год несколько увеличился.

Екатерина Оселедченко,
директор агентства “Организатор”:

Мы работаем на рынке около двух лет, с началом кризиса потеряли ряд клиентов, значительно урезавших свои рекламные бюджеты. Однако уже в этом году деньги в рекламу вернулись, и к нам снова пошли все те, кто обращался ранее, – банки, торговые предприятия, фитнес-центры и другие. Дело в том, что штаты маркетологов они сократили с наступлением кризиса, равно как и расходы на рекламу. Но как только ситуация на рынке несколько выровнялась, бюджеты на продвижение снова начали выделяться, только заниматься промоушном стало некому. В лучшем случае функции пиара взвалили на секретарей, руководителей отдела и тому подобных. Деньги есть, а расходовать их с максимальной отдачей некому. Поэтому услуги нашего агентства пришлись кстати. Мы позиционируем себя как “ваш внештатный маркетолог” и исполняем функции рекламного отдела, полностью беря на себя проведение кампаний по продвижению. Повысили мы свою привлекательность и тем, что сделали наши услуги для клиентов бесплатными, все цены на размещение, изготовление рекламы у нас такие же, как в прайсах контрагентов.

По словам представителя другой популярной сферы аутсорсинга – IT Евгения Голева, замдиректора компании “Эрра”, за прошедший год произошел определенный сдвиг в работе с заказчиками.

Евгений Голев,
замдиректора компании “Эрра”:

До кризиса у нас было довольно много клиентов, пользующихся услугами системного администрирования. Были среди них и мелкие, и средние, и крупные компании. С началом финансовых затруднений мелкий бизнес, и без того экономивший на технической стороне, практически отказался от услуг администрирования. Потеряли мы много заказов на создании корпоративных сайтов. Но вместе с этим новое развитие получило такое направление, как автоматизация торговых и производственных процессов. Подобные заказы размещают в последнее время в большом количестве довольно крупные заказчики. Дело в том, что торговые предприятия, сократив штаты сотрудников, не желают тем не менее терять в скорости и качестве обслуживания клиентов. Значит, нужно, чтобы работа, которую раньше выполняли 10 человек, а теперь, к примеру, пять, была не менее эффективной. В этом значительно помогают автоматизация, внедрение специальных программ – кассовых, бухгалтерских, учетных и так далее.

Закрытая тем

Мы попытались выяснить, каково отношение барнаульских компаний к услугам аутсорсеров. Однако большинство собеседников выразили либо резкое недоверие к сторонним исполнителям, либо отказались раскрывать подробности своего взаимодействия с аутсорсерами (пожелав заодно остаться неназванными).

Так, представитель крупной сети обувных магазинов заявила, что их компания способна “держать полноценный офис с соответствующими специалистами, которые получают зарплату за то, что делают свою работу сами”. Сотрудница производственного холдинга отметила, что опыт взаимодействия с аутсорсерами был, но не вполне удачный. “Дело закончилось тем, что после переговоров пропал не только директор аутсорсинговой компании, но и флэш-карта, на которую мы скинули заказ”, сетует наша собеседница.

Положительный отзыв удалось получить лишь от одного человека.

Константин Булгаков,
замуправляющего барнаульским филиалом “Номос-Банка”:

Сотрудники аутсорсингового агентства “Организатор” сами вышли на нас, и это было весьма кстати, так как специалиста по рекламе сократили, а его обязанности возложили на меня. Я посчитал, что воспользоваться услугами сторонних специалистов будет довольно выгодно, заплатив те же деньги, что за обычную рекламу и получив квалифицированную помощь в вопросе продвижения продуктов банка. Конечно, это сократило временные затраты с моей стороны на поиск оптимального канала продвижения. И даже позволило несколько сэкономить, так как агентство имело возможность получать скидки по договорам с контрагентами.

Екатерина Оселедченко,
директор агентства “Организатор”:

Недоверие к аутсорсерам есть, – но это скорее даже не сомнение в том, как сторонний исполнитель сделает работу за тебя, а убежденность, что оплата услуг маркетолога – пустая трата денег. В сознании многих руководителей специалист по продвижению не занимается ничем. И его найм в определенное время был просто данью моде. Как только затраты нужно было сокращать, от пиарщиков стали избавляться в первую очередь.

Но не только рекламисты испытывают на себе недоверие со стороны владельцев компаний. Отмечает наличие подобного отношения к своей деятельности и Евгений Голев.

Евгений Голев,
замдиректора компании “Эрра”:

К IT-специалистам до сих пор некоторые относятся пренебрежительно. Во многих случаях управляющий состав компаний не понимает значимости деятельности технического сотрудника в развитии своей организации. Многие руководители пытаются сэкономить, привлекая “дешевую” рабочую силу. В результате услуга оказывается некачественно и владельцу приходится тратить еще больше на восстановление работоспособности системы. К тому же по городу курсирует большое количество “специалистов”, не имеющих должной квалификации, работающих за копейки и вредящих клиенту. Из-за таких “деятелей” все думают, что нормальные сертифицированные спецы, постоянно повышающие профессиональный уровень, не оптимизируют работу предприятия, а лишь пытаются вытянуть как можно больше денег.

Ответственный момент

Понятие “аутсорсинг” в российском законодательстве отсутствует. Отношения между заказчиком и исполнителем регулируются в соответствии с Гражданским кодексом (ст. 421 ГК РФ), согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Один из возможных вариантов соглашения – договор возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ). К типовому договору, как правило, оформляется ряд приложений, в которых подробно прописываются значимые условия оказания услуги (перечень операций, сроки исполнения и т. д.). Особое внимание стоит обратить на пункт о конфиденциальности предоставляемой исполнителю информации о компании-заказчике.