Хозяйства заявляют о банкротстве из-за низких цен на зерно

октябрь 19, 2009

Уборочная кампания в крае входит в завершающую стадию. Вместе с тем сельхозпроизводители еще не знают, как они распорядятся новым урожаем. Спрос на зерно практически отсутствует или продукция закупается по цене ниже себестоимости. Во время подготовки материала сразу в двух хозяйствах сообщили, что им придется объявить себя банкротами. Кредитные обязательства и конъюнктура рынка не позволяют им работать даже с нулевой рентабельностью. Переработчики сегодня также переживают кризис перепроизводства и падение спроса на муку. Но они выбрали тактический ход, который делает их более защищенными.

Аграрии края с надеждой смотрят в будущее и уповают на закупочные интервенции.
Анна Зайкова

Ждут обещанного

Сельхозпроизводители края убрали 95% зерновых культур и при этом намолотили более 5,6 млн. тонн (в бункерном весе). Даже предварительные итоги превосходят показатели прошлого года, когда в регионе было намолочено чуть более 4 млн. тонн зерна. Но по качественным показателям урожаи существенно отличаются.

Анатолий Черепанов,
руководитель фермерского хозяйства "Майское утро" в Шипуновском районе:

В прошлом году практически все зерно было с высокими показателями клейковины, которые превосходили параметры III класса по ГОСТу. В этом сезоне такой пшеницы меньше — только 50% от общего объема. Остальная по параметрам относится к IV классу.

Но главный вопрос сегодня — не просто качество урожая, а его стоимость. , спрос на зерно в этом году очень низкий. Если раньше фермерам сразу после выхода в поле начинали названивать перекупщики и менеджеры перерабатывающих предприятий и предлагать продать пшеницу, то в этом году такие звонки были единичными.

"Мукомолы называют смешные цены для аграрной продукции, они ниже себестоимости", — пояснил Владимир Риммер, начальник сельхозуправления Троицкого района. Такая конъюнктура рынка приводит к ситуациям, когда фермеры сжигают или перепахивают поля с рожью. А в Мамонтовском районе сельхозпроизводитель отвез на свалку два КамАЗа уже собранной культуры. "Если бы я знал, то присоединился бы к своему коллеге", — не сдерживает эмоций Юрий Калинин, руководитель хозяйства "Кадниковское". По его словам, в посевную кампанию было вложено гораздо больше средств, чем будет получено после реализации урожая.

В начале сентября аграрии призывали власть обратить внимание на проблемы зернопроизводства и отчасти снять возникшее напряжение за счет государственных закупочных интервенций. "Понадеялись на правительство и на министра сельского хозяйства. Весной Елена Скрынник уверяла, что государство обеспечит цены на пшеницу 6 тыс. рублей за тонну. Сегодня закупочные цены на пшеницу III класса 3 тыс. рублей. Где государство?" — задает риторический вопрос фермер Владимир Завьялов из Мамонтовского района. К его мнению присоединились опрошенные руководители хозяйств.

Чиновники регулярно обещают открыть интервенции, но сроки постоянно переносятся. А 9 октября губернатор Александр Карлин заявил, что Минсельхоз планирует в течение 10 дней наконец начать торги.

Ошибки Буратино

Обещанные закупки могут спасти отдельных участников сектора АПК. Но, судя по ситуации, порядка 15% сельхозпроизводителей к следующему аграрному сезону уйдет с рынка. "30 октября мы оплачиваем кредит. Денег в хозяйстве нет. Придется вырезать скот, чтобы закрыть часть долгов перед банком и перед сотрудниками. Месяца два мы продержимся, а потом придется банкротиться", — продолжил Юрий Калинин.

Свое банкротство прогнозирует и Владимир Завьялов. "В этом году выживут только те крестьяне, которые для развития не привлекали кредитов. Банки не примут наше обесцененное зерно в качестве оплаты", — поясняет он. Его мысль подтверждает и фермер Первомайского района Валерий Сарайкин: "На мой взгляд, треть хозяйств прекратит свою деятельность. На рынке останутся только те, кто грамотно подошел к тактике ведения своего сельхозпроизводства. И впредь посоветовал бы всем перед началом посевной написать бизнес-план и в нем учесть все моменты, которые могут повлиять на эффективность. А не повторять ошибки Буратино — идти на поле чудес и закапывать там свои деньги".

К тактическим моментам сельхозпроизводства можно отнести сроки гашения кредитов. Хозяйство заведомо обрекает себя на неэффективность, если берет кредит с датой расчета, выпадающей на сентябрь – ноябрь. В этот период из года в год идет сезонный спад цен, который сейчас приобрел одиозный характер. Валерий Сарайкин также предлагает объединяться между собой и искать каналы сбыта продукции: "К примеру, торговый дом "Алтайский фермер" сегодня работает над вариантами выхода с алтайским зерном на рынки Иркутска и Бурятии. Там за тонну нашей пшеницы дают 5 тыс. рублей. Даже если вычесть транспортные затраты, это выгоднее, чем работать с краевыми переработчиками".

Алтайским мукомолам, по их словам, также выпал тяжелый сезон. Они столкнулись с проблемой падения спроса на муку. Как ранее рассказывал "ВД" генеральный директор компании "Грана" Валерий Гачман, "в этом году хороший урожай получен в тех странах, которые в предыдущие годы закупали российское зерно. Среди них Турция (в 2008 году приобрела 17% экспорта зерна РФ) и Пакистан (в 2008 году приобрел 9% экспорта). А это наши главные конкуренты на рынках сбыта российской муки".

Но переработчики выбрали стратегию, которая поможет пережить им тяжелый сезон. Они повысили стоимость на услуги элеваторов в среднем на 15–20%. Многим хозяйствам негде сушить и хранить урожай. Поэтому им придется отвезти зерно на элеваторы и нести дополнительные расходы. "Переработчики перестали покупать сырье, а начали принимать его для хранения. Но если пшеницу отвезешь на элеватор, она не вернется — нет целесообразности везти ее назад. Раньше до Нового года вообще не взималась плата за хранение, сегодня оплачивается каждый месяц. При этом отпуск зерна с элеватора в этом году стоит 250 рублей за тонну вместо прошлогодних 120 рублей. Поэтому хозяйству придется продавать переработчику отгруженную продукцию", — пояснил Валерий Сарайкин.

21 сентября во время заседания краевого Совета по развитию АПК и сельских территорий, а также комитета по аграрной политике и природопользованию при АКЗС переработчикам было предложено в течение месяца рассмотреть вопрос снижения цен на услуги элеваторов. Месяц прошел. На момент сдачи номера никаких решений так и не было принято.