Плати, но не сейчас

январь 23, 2004

С 1 января 2004 года многострадальный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" вступил в карательную силу. Это означает, что штрафные санкции за отсутствие обязательной страховки начали действовать с первой секунды после боя кремлевских курантов. Закон по идее должен исполняться. Однако руководство ГИБДД публично обратилось к своим подчиненным с указанием, что сразу проводить массовых "контрольных мероприятий по выявлению водителей, не имеющих полисов обязательного страхования автогражданской ответственности" (ОСАГО), не следует. Милицейское начальство поддержали многие губернаторы.

Трудно сказать, по какому сценарию развивалась бы ситуация с этим вопросом в Алтайском крае, если бы в нее не вмешался глава администрации Александр Суриков. После окончания праздников он обратился к руководству местной милиции с просьбой временно не штрафовать водителей за отсутствие полиса "автогражданки". Кто-то может рассматривать предложение губернатора, как слишком прямолинейный предвыборный ход. Но сам Суриков мотивировал необходимость введения отсрочки по штрафам еще и тем, что власти не успели застраховать гостранспорт.

Милиционеры пошли навстречу главе администрации, заявив, что до 1 февраля на территории края подобные штрафы выписываться не будут. "Более того, мы не будем проводить на дорогах массовые проверки и после этой даты", - прокомментировал положение дел Сергей Ярославецкий, замначальника ГИБДД Алтайского края. "Отсутствие страховки у водителя будет выявляться нашими сотрудниками в стандартном режиме. Дело в том, что полис ОСАГО, в соответствии с недавно принятыми поправками к ПДД, должен предъявляться работнику госавтоинспекции вместе с другими документами. Поэтому станет ясно, что автовладелец не застрахован, как только он совершит какое-либо нарушение и будет остановлен инспектором", - пояснил он. Кроме того, Сергей Ярославецкий сообщил, что в нашем регионе обязательному автострахованию подлежат порядка 0,5 млн. транспортных средств. На сегодняшний день застрахованы всего около 40% от этого количества.

Бессмысленно спорить с тем, что правительство законом об "автогражданке" по сути своей обеспечила госзаказом страховые компании. Причем страхование не разовым, а систематическим, поскольку полис придется приобретать каждый год. В нашем регионе в настоящее время цена ОСАГО колеблется от 396 до 4896 рублей, в зависимости от разных условий. В среднем она составляет 2,6 тысячи рублей за полис. И если учесть, что страховку должны иметь полмиллиона автомобилей, то новый рынок выглядит весьма и весьма лакомым кусочком. Его емкость составляет порядка 1,3 млрд. рублей. И делить этот денежный пирог предстоит страховым компаниям, работающим в крае. Таковых по сведениям, предоставленным Валерием Кириченко, начальником отдела стратегического планирования и маркетинга компании "НСГ-Росэнерго", у нас насчитывается более 20 и их число продолжает увеличиваться. Хотя на момент разработки и принятия самого закона их было всего лишь 15.

Как и предполагали многие эксперты, просьба Александра Сурикова на некоторое время повлияла и на работу местных представительств национальных страховых компаний. Для них конец декабря - начало января стали, пожалуй, самой "горячей" страдой. Как утверждают сами страховщики перед Новым Годом и в первые дни после праздника в их офисах "творилось нечто невообразимое". Граждане, привыкшие "тянуть до последнего", либо те из них, кто до конца верил в чудесную отмену ненавистного закона, бросились за полисами, мгновенно образовав громадные очереди. Страховые компании были вынуждены открывать дополнительные пункты выдачи полисов.

Правда, затем темпы их работы несколько снизились. "После озвучивания в СМИ обращения Сурикова, мы отмечаем спад продаж полисов ОСАГО. Ничего удивительного. Просто некоторые несознательные граждане опять решили выжидать. Теперь будут тянуть до конца января", - говорит замдиректора алтайского филиала "НСГ-Росэнерго" Анатолий Семенютин. С ним соглашается и Сергей Уланов, начальник управления автострахования в "Россгострахе": "Для страховых компаний в этой просьбе есть и положительная сторона. Все равно "автогражданка" никуда уже не денется, и многие понимают ее необходимость. В крае еще много незастрахованного транспорта, и даже всем компаниям физически сложно будет оформить на него документы в короткий срок. Инициатива Сурикова, возможно, даст дополнительное время как нам, так и "нерасторопным" автовладельцам". А вот в страховой компании "Спасские ворота" особого эффекта, вызванного просьбой Сурикова, не заметили. "Если влияние и есть, то оно незначительное. 2-4 января у нас была "лавина" обращений со стороны автовладельцев. Работы хватает и сегодня", - констатирует Владимир Скворцов, начальник отдела автострахования компании.

Что же ждет рядового автовладельца, когда ГАИ отменит "щадящий режим" и наступит время исполнить свой "автогражданский" долг? Применение административной ответственности по этому закону возможно за два вида правонарушений: отсутствие при себе полиса автогражданки и отсутствие страховки как таковой. В частности, в статье 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что при отсутствии при себе полиса возможно применение предупреждения или штрафа в размере 50 рублей. Кроме того, в этом случае транспортное средство может быть задержано сотрудниками инспекции до того момента, пока водитель не предъявит им полис, с помещением автомобиля на штраф-стоянку. Если же полиса ОСАГО нет вообще, то ответственность возможна по статье 12.37 КоАП РФ "Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". В ней, в частности, предусмотрены штрафные санкции в размере от 500 до 800 рублей. Однако в этом случае задержание транспортного средства производиться не может.

Как уже сегодня советуют опытные правозащитники, в любом случае не следует путать наложение штрафа и его уплату. Наложение штрафа совсем не означает, что он уплачивается сразу же на дороге. Штраф разрешается оплатить в течение 30 суток, причем первые десять из них даются на обжалование. Причем ушлые юристы советуют в любых случаях постановление инспектора обжаловать. Это полезно сделать по двум причинам. Во-первых, сотрудники ГИБДД очень часто нарушают процедуру (составляют протокол без адвоката, не вписывают в него пассажиров в качестве свидетелей и т.д.), что может быть основанием для отмены любого штрафа. И, во-вторых, подача жалобы приостанавливает исполнение любого постановления. Поэтому, сдав жалобу в канцелярию ГАИ или суда и получив на втором экземпляре штамп, вы с полным основанием будете спокойно ездить еще несколько месяцев.

История многострадального закона

Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" вступил в силу с 1 июля 2003 года. Сама идея обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, кстати, появилась еще в советские времена - в далеком 1924 году. Тогда дальше разговоров дело не пошло. Вспомнили об "автогражданке" и в 60-е, когда подобные законы стали приниматься в Европе. И снова идея благополучно осталась "под сукном" - видимо, не захотелось советскому руководству копировать "буржуазную Европу". К тому же власти сочли, что у советских граждан не может возникать даже опасений, что виновник не выплатит положенное по гражданскому праву возмещение. Принятый закон по традиции "вылежался" и в современной Госдуме. Почти восемь лет ждал он своего часа, Документ прошел все три чтения, причем, в каждом новом чтении принималось огромное количество поправок (только после второго чтения в Думе их возникло около 400!).

Сергей КУПРЯЕВ.