Остановка без требования

январь 24, 2004

В кабинете автопредпринимателя Игоря Воробьева на стене весит самодельный плакат с надписью примерно следующего содержания: "Тот, кто начинает искать справедливость сегодня, завтра ищет новую работу". Но именно в поисках справедливости директор компании "Исси" направил в арбитражный суд ряд исков к органам государственной власти с целью добиться компенсации за перевозку на собственных автобусах целой армии льготников. Цена вопроса, по словам Воробьева, составляет около 18 млн. рублей. Остальные частные пассажироперевозчики с большим интересом ожидают, чем закончится этот беспрецедентный для Барнаула судебные процесс. Процесс, который, несомненно, может встряхнуть весь регрессирующий рынок пассажироперевозок.

Видимое благополучие

Понятно, что найдется немало жителей краевого центра, которые готовы поспорить с теми, кто назовет барнаульский рынок пассажироперевозок "увядающим". Если посмотреть на него со стороны, то покажется, что импортных автобусов большой вместимости сегодня в Барнауле предостаточно. Сотни немецких и корейских автобусов практически полностью сняли для горожан проблемы с передвижением по улицам и проспектам. Выстраиваясь в длинные цепочки у остановок общественного транспорта, "Мерседесы" и "МАНы" ведут жестокую конкуренцию за клиентов. Жестокую потому, что около половины потенциальных пассажиров имеют право вообще не платить за проезд.

С микроавтобусами отдельная история. Только за прошлый год общий парк коммерческих "Газелей", по данным транспортного отдела мэрии Барнаула, вырос почти на 51%. Хотя срок окупаемости новой "Газели" составляет в этом бизнесе не менее одного года. При этом и в администрации города признают, что водители "газелек" создали на дорогах Барнаула хаос, являясь виновниками десятков дорожно-транспортных происшествий. "Проблему перевозки пассажиров микроавтобусами не решить, - говорит Сергей Калинкин, руководитель транспортного отдела администрации Барнаула. - Это неправильный путь, который ведет к другим негативным последствиям: увеличению ДТП, возникновению пробковых ситуаций. Потому что вместо одного большого автобуса нужно не менее 7-8 микроавтобусов". При этом, признав, что тщательный анализ аварийности не ведется, Сергей Калинкин уточнил: "Из учтенных фактов ДТП с пострадавшими, вина водителей общественного транспорта бывает примерно в 50% случаев".

Сотни автобусов и "Газелей", гонки, которые устраивают их водители в борьбе за клиента, ежедневные аварии с участием общественного транспорта - все это видно невооруженным глазом. Но если копнуть глубже, можно понять, что на рынке пассажирских перевозок идет необратимый процесс. Руководители компаний, имеющих в собственности автобусы большой вместимости не только перестали завозить в город транспортные средства, но и вообще постепенно выводят активы из этого бизнеса. За прошлый год город лишился ста импортных автобусов, которые были либо проданы в другие города, либо, исчерпав свой ресурс, пошли на металлолом. По самым оптимистичным прогнозам, жители Барнаула через два-три года будут ездить исключительно на "Газелях" и электротранспорте. Учитывая, что сами автопредприниматели называют цивилизованный бизнес (каким его хочет видеть и городская власть) с использованием микроавтобусов нерентабельным, в худшие прогнозы вообще не хочется верить.

Уходим в другое измерение

В 2002 году российское правительство, решив поддержать отечественного производителя, резко увеличило таможенные пошлины на импортные автобусы старше семи лет. Именно те, что и ввозились большим потоком в Россию. Рассказывает Александр Алексеев, исполнительный директор компании "Евробус": "Пошлина на автобус старше семи лет составляет 3 евро за кубический сантиметр. Объем мотора автобуса - 12 "литров". Получается, что только на таможне за автобус нужно заплатить почти 40 тысяч евро. При этом сама машина стоит в Германии 5-7 тысяч евро. И это - без НДС".

Операторов местного рынка пассажироперевозок сложно назвать и патриотами отечественного автопрома. "Газель" - это же русский автомобиль, - говорит Игорь Воробьев. - Если его использовать в таком режиме, как эксплуатируются импортные автобусы, хватит на полгода. Затем она развалится". "Покупать отечественные автобусы - это значит заведомо обречь себя на большие убытки", - утверждает Евгений Ерохин, директор предприятия "Виадук".

Практически все импортные автобусы, завезенные ранее в Барнаул, были закуплены в кредит. Сейчас автобизнесмены, рассчитываясь с кредиторами, не спешат брать новые займы. "В городе есть предприятия, которые могут получить кредит на покупку автобусов, - считает Александр Алексеев, - но ни один из нас сегодня не уверен в том, что будет на рынке через полгода или год. Сможем ли мы работать на этих автобусах? Не выгонят ли нас отсюда завтра? Создадут ли нам условия, чтобы можно было нормально работать, продавать билеты, получать выручку, которую можно было бы вкладывать в новые приобретения?"

"Автобусы в Барнаул уже не пригоняем, - говорит Игорь Воробьев, - а те, что есть, потихоньку продаем в Бийск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск. Мы просто уходим в другой бизнес. Этот уже просто не выгоден".

Уберите льготника!

Тема продажи билетов и получения прибыли для автопредпринимателей напрямую связана и с вопросом о льготниках. Говорит Игорь Воробьев: "В 2000 году нас собрали в администрации и сказали: "Вот так, ребятки, теперь будете возить пенсионеров бесплатно". Хотя ни одного соответствующего закона нет. Когда мы только развивались, мы спросили Владимира Колганова, который был заместителем мэра: "Владимир Николаевич, гнать нам автобусы из-за границы, или нет? Будут созданы условия?" Он сказал: "Гоните!" Ну, пригнали, и что дальше? Нас начали "давить" и "душить". Сначала пенсионеры, потом силовые структуры. С силовиками мы год воевали. Бесполезно! А компенсаций за провоз льготников мы так и не увидели. Вот я сейчас подал в суд. Думаю, он состоится в конце января. Иски предъявил всем структурам, в том числе и к администрации города. Потому что были обещаны компенсации, а их нет. По итогам 2003 года - примерно 18 млн. рублей".

Игорь Воробьев утверждает, что если бы в городе не было льготников, предприниматели нашли бы возможность вновь начать пригонять в Барнаул немецкие автобусы. При этом стоимость проезда, по его словам, можно было бы снизить до пяти рублей. "Для нормального коммерческого развития автопредприятия должны получать "живые" деньги, - уверен Александр Алексеев. - Если кому-то нужен бесплатный проезд, то деньги он должен получать на уровне органов социального обеспечения или в той организации, сотрудникам которой по федеральному законодательству положены льготы. Это касается любых льгот в любой отрасли. Не надо их заменять суррогатами".

Сергей Калинкин, в принципе, согласен с предпринимателями: "Учитывая инфляционные процессы и уровень пенсий, мы склоняемся к мнению, что по возрастному признаку льготы можно было бы сохранить. А по остальным гражданам вопросы надо решать через органы соцзащиты или через учреждения, где они работают".

Куда путь держим?

"Частники на рынке пассажироперевозок постепенно вымирают, администрации нужно думать уже сейчас, как она будет возить народ", - предупредил Игорь Воробьев. И она думает. Как нам стало известно, в мэрии разработан проект проведения конкурса среди перевозчиков на право обслуживания городских маршрутов. Шансы на победу в конкурсе будут иметь крупные предприятия, обладающие собственной ремонтно-технической базой, диспетчерами, медиками и контролерами. Предпринимателям, имеющим лишь по несколько транспортных единиц будет предложено объединиться и создать аналогичную инфраструктуру.

Кстати, по нашей информации, идея проведения конкурса не получила одобрения в территориальном управлении по антимонопольной политике. Сами же пассажироперевозчики по-разному отреагировали на возможные изменения на рынке. Предприниматель Сергей Гриднев, владелец 27 микроавтобусов и полной инфраструктуры по обслуживанию техники: "В конкурсе участвовать буду. Кто составит мне конкуренцию, не знаю. Ведь с "Газелями" выгодно работать тогда, когда нет необходимости содержать базу и технический персонал, а сами микроавтобусы ставить где-нибудь на платной стоянке. А содержать собственную базу очень накладно".

А владельцы автобусов большой вместимости и вовсе сомневаются, что конкурс удастся провести. "Если уже сейчас не изменить ситуацию, то властям просто не из кого будет выбирать", - считает Игорь Воробьев, с мнением которого согласны руководители компаний "Евробус" и "Виадук". Ситуация, по нашим данным, в ближайшее время не изменится. Вопрос о повышении стоимости проезда не рассматривается, перечень категорий льготников не уменьшится. Во всяком случае до грядущих выборов главы города, уверены пассажироперевозчики.

Опрос в тему

Как давно вы последний раз пользовались услугами общественного транспорта?

Татьяна ЛАРИНА, индивидуальный предприниматель.

- Очень давно. Даже не припомню, когда. Наверное, года два назад. Да и то, проехала на автобусе не более двух остановок. Мои дети иногда пользуются услугами , когда машина выходит из строя. Со стороны же кажется, что общественного транспорта стало много, открылись новые маршруты. Но ездят водители автобусов просто беспардонно, не понимают ни правил, ни порядка. Создают пробки. В общем, ведут себя, как "короли дорог".

Юрий БЕТЕНЬКОВ, генеральный директор компании "Риваль Плюс".

- В сентябре прошлого года в Москве ездил на метро. В Барнауле на общественном транспорте ездил в последний раз где-то в 1992 году. Ездить на автобусах мне не позволяет жизненная нагрузка. Это уже удовольствие - спокойно, не торопясь, проехать в автобусе. А у меня на это нет времени. Хотя никаких моральных препон нет. Если сломается машина или не будет денег на такси, то с удовольствием поеду на коммерческом транспорте. Тем более, что автобусы сейчас ходят в городе отличные. Сколько стоит проезд в Барнауле, я знаю. Моя жена ездит на автобусах, а я ей выделяю на это деньги.

Марина РАКИНА, директор агентства недвижимости "Индустриальное".

- После приобретения автомобиля потребность в общественном транспорте отпала. Вообще же этот транспорт стал ходить лучше. Но хамства и грязи меньше не становится. Надо бороться с тем, что водители курят прямо в салоне. Особенно в "Газелях". Знаю, что за это водителей должны наказывать. А еще, по моему, предприниматели экономят на "Газелях". Они ходят по городу разбитые и расхлябанные, у одной дверь надо придерживать рукой, у другой форточка плотно не закрывается. Я думаю, это не меньшая проблема, чем состояние дорог в городе.

Алексей ЛЕМЯСКИН, генеральный директор "Кондитерской фабрики".

- В прошлое воскресенье. Меня, как пассажира в коммерческом транспорте, все устраивает. Предпочитаю импортные частные автобусы - там тепло и нет давки. А как водитель все же считаю, что коммерческий транспорт творит на дорогах города беспредел. Предлагаю запретить частным автобусам ездить в третьем ряду.

Павел ДЕМИН, Матвей ЭРГАРДТ.