октябрь 21, 2009
15 октября на первом этаже столовой "Алтайвагона" собрались две группы людей. Ждали начала внеочередного собрания акционеров одного из крупнейших предприятий края – "Алтайвагона". Одна из групп представляла совладельца завода Сергея Хачатуряна, которого сегодня не допускают к управлению. Другая – тех, кто по факту рулит предприятием, – акционеров-кемеровчан. "Группу поддержки" Хачатуряна в зал не пускали.
Вагоны.
Дмитрий Кудрявцев
Споры этих бывших единомышленников, а сегодня решительных оппонентов, кажется, приближаются к точке кипения.
Какая кошка пробежала между основными владельцами "Алтайвагона" – алтайским бизнесменом Сергеем Хачатуряном и москвичом Виктором Величко, с одной стороны, и Владимиром Гридиным, учредителем кузбасского холдинга "СДС", с другой, – никто из них, увы, не объясняет. А жаль: было бы полезно узнать всем, кто ведет свой бизнес с товарищами.
Так или иначе, с месяц назад первые двое заявили: у Виктора Величко увели акции, и увели с благословения кемеровского компаньона. Его акции, находившиеся, впрочем, не на руках, а на балансе одной из структур (ОАО "СДС-Маш"), продали за его спиной трем физлицам.
Оппоненты факта увода акций и не отрицали, но говорили, что защищались: по их словам, сам Величко намеревался тайком увести солидный пакет акций, прибрав к своим еще и чужие. Выходит, сыграли на опережение.
Пока сторона Хачатуряна – Величко обжаловала действия заклятых друзей из "СДС" через суд, те выстраивали новую линию защиты, приняв решение созвать внеочередное собрание акционеров. И 15 октября оно состоялось.
В то утро у столиков регистрации участников скопилось десятка полтора человек. Восемь из них – группа поддержки Хачатуряна – имеют доверенность на голосование одной акцией. Их не регистрируют и не пускают в зал. Не пускают и Виктора Величко, который, как и прежде, член совета директоров завода. Голосовать оппоненты планируют всеми акциями, выведенными из "СДС-Маша", в том числе принадлежавшими г-ну Величко.
– Есть решение суда, которое вообще запретило голосовать на этом собрании, – рассказывает г-н Хачатурян. – Голосовать имею право я один.
Тем не менее процедура вскоре завершается. Хачатурян, выходя во время собрания покурить, слегка посмеиваясь, повторяет:
– Я даже не знаю, как назвать то, что здесь происходит. Клоуны. Клоунада.
Вообще, ставки в этом споре весьма высокие. Так, участники собрания приняли решение произвести допэмиссию 2 млн. акций на сумму 2 млрд. рублей.
Однако в результате этой операции пакет акций г-на Хачатуряна "усохнет" в 10 раз: у него будет уже не 24, а 2,3% акций. По его словам, все дополнительно выпущенные акции должна будет выкупить недавно созданная новая компания "СДС-Маш" (не ОАО, а ООО), зарегистрированная в Кемерове. Он уверен: решение собрания не имеет правовой силы.
А после собрания на сайте "СДС-Маша" появилось официальное заявление. В нем оппоненты не скупятся на сочные определения в адрес Хачатуряна и Величко. Самое мирное из них – "подельники". Сам Хачатурян упрекает бывших товарищей в том, что они искусственно раздувают убытки и вешают их на "Алтайвагон".
– Персонал на завод набирается временно, на три месяца. Чистый пиар. Время выиграли, завтра об этом все забудут и людей потихоньку... фюить! – заявляет он.
Виктор Величко предсказывает: 2010 год будет очень тяжелым.
– Все антикризисные мероприятия были направлены на выпуск максимум 300 вагонов, на большее число нет рынка, – говорит он. – Чтобы сохранить предприятие, надо было оптимизировать коллектив. Я этим делом занимался. Когда Михаил Федяев (председатель совета директоров, из числа оппонентов. – Прим. Н.С.) озвучил, что они примут на работу 1 500 человек, губернатору было приятно... Но это чисто политический лозунг.
…Что тут скажешь? В таких корпоративных спорах обычно побеждают те, на чьей стороне власти и (или) народ. Власти сейчас на стороне кемеровчан. А народ? О мнении работников завода нам пока мало что известно.
15 октября прошло внеочередное общее собрание акционеров ОАО „Алтайвагон“, на котором рассмотрены вопросы о проведении дополнительной эмиссии акций с целью привлечения инвестиций на сумму более двух миллиардов рублей. Цели инвестиций – строительство нового цеха по сборке вагонов, модернизация производства. Однако акционер С. Г. Хачатурян всеми силами пытался заблокировать ход собрания, добиваясь судебных запретов на его проведение, но его идея сорвалась, и завод будет привлекать деньги для своего развития.
Скандальная история, инициированная В. И. Величко и С. Г. Хачатуряном, не повлияла на работу „Алтайвагона“. В августе-сентябре „Сибирский деловой союз“ направил предприятию 344 миллиона рублей на строительство вагонов и 50 миллионов на пополнение оборотных средств. Финансовые вливания позволили предприятию получить крупный заказ на изготовление вагонов.
В. И. Величко является собственником 33 процентов акций ОАО „СДС-Маш“, С. Г. Хачатурян имеет в собственности 22 процента акций ОАО „Алтайвагон“, но ни тот, ни другой не только ничем не помогли предприятию в трудные месяцы, но и своими действиями сорвали получение заводом кредита в объеме миллиарда рублей.
Холдинг „СДС“ и трудовой коллектив „Алтайвагона“ предпринимают все меры для вывода предприятия на безубыточный уровень работы к концу года. Несмотря на жестокое испытание мировым финансовым кризисом, „Алтайвагон“ продолжает выполнение программы технической модернизации, что позволит заводу укрепить лидирующие позиции в отечественном вагоностроении, вносить полновесный вклад в социально-экономическое развитие Алтайского края".
Согласно договору только три основных акционера "Алтайвагона" – Виктор Величко (москвич), Сергей Хачатурян и Владимир Гридин (тогда кемеровчанин, а нынче депутат Госдумы) – лично или через аффилированные структуры должны всегда оставаться владельцами акций предприятия. Акции Величко и Гридина находились на балансе ОАО "СДС-Маш" (в обмен они получили акции этой структуры). Летом именно эти акции (72,4%) были выведены из "СДС-Маш", проданы трем физлицам, а потом перепроданы трем другим.