октябрь 23, 2009
В сборной Алтайского края по самолетному спорту пять человек. Самый старший и самый титулованный – мастер спорта международного класса Михаил Переверзев, чемпион Европы и многократный чемпион России по высшему пилотажу. В конце сентября на аэродроме "Дракино" в подмосковном Серпухове наша команда участвовала в чемпионате России. Среди лучших летчиков страны нашлось теплое место и нашей команде. Сборная Алтайского края стала третьей в командном первенстве, уступив лишь двум московским – ОКБ Сухого и Центральному аэроклубу (ЦАК) России. В личном зачете Михаил стал вторым. А чуть раньше в Томске он выиграл Кубок Шамова – соревнования, посвященные памяти известного томского летчика.
Михаил Переверзев, мастер спорта международного класса по высшему пилотажу.
Лариса Васильева
– Рано или поздно все расстаются со страхом. Не трястись же постоянно. А потом появляется привычка, даже зависимость. На соревнованиях добавляется еще и азарт. Не хочется проигрывать – не люблю я это дело. Из пункта А в пункт Б я достаточно редко летаю. Большинство взлетов связано с высшим пилотажем.
Есть виды спорта, в которых человек в 17–18 лет – уже "старик". Для того чтобы просто сесть в самолет, необходимо достичь 16-летнего возраста. Плюс пройти несколько лет первоначального обучения. Летчик должен быть не ниже 160 и не выше 190 сантиметров ростом. В спортивных самолетах кабины очень маленькие. Не для баскетболистов, в общем.
Свои ощущения, которые ты испытываешь в кабине самолета, выполняя программу, очень сложно сопоставить с тем, что видят другие. Волнение, перегрузки, концентрация на выполнении фигур. Это не легкоатлетический забег, где ты обогнал всех и через плечо поглядываешь. Сильно-то не бегут? Ну, и я вполноги.
Жизнь летчика в бытовом плане очень отличается от жизни многих других людей. Аэродром зачастую далеко от города. Соревнования, как правило, проходят вдали от дома. Постоянно надо куда-то ехать, проводить много времени вне семьи. Летом многие просто остаются жить на аэродроме – на неделю и даже больше. У нас в Барнауле аэродром близко – всего 35 километров.
Ежегодно проходишь медкомиссию. С возрастом требования к летчикам ужесточаются. Тем, кому за 40, нужно пройти в два раза больше всевозможных обследований. Единственная поблажка – "закрывают глаза" на возрастную дальнозоркость. Поэтому ты обязан следить за своим здоровьем. Не пройдешь комиссию, все – до свидания.
Самолетный спорт – это очень дорого. Я в штате аэроклуба. А тем, кто нет, тяжело. С соревнованиями происходит непонятное – за все нужно платить. Стартовый взнос, аренда самолета, проезд, проживание. Выливается в 50 и более тысяч. Нет денег – просто не участвуешь. Позволить себе такое может только тот, у кого налажен бизнес. Есть спортсмены, которые даже самолеты себе покупают.
Я участвую в соревнованиях с 1981 года. Сейчас самолеты уже другие, и некоторые страны по-другому называются.
Я много городов видел сверху. По-настоящему впечатляет Москва. Особенно вечером в огнях – эти автомобильные реки! Барнаул тоже интересный, но маленький такой. За рубежом все города сверху на одно лицо. А наша, особенно современная архитектура, – ну кто во что горазд.
2 000 с небольшим часов налетал Михаил Переверзев.