октябрь 27, 2009
Не секрет, что одним из первых рынком, испытавшим на себе ледяное дыхание кризиса, стал рекламный. По оценкам различных экспертов, падение продаж рекламных услуг составило от 30 до 50%. И все же жизнь специалистов в области продвижения не остановилась. В честь профессионального праздника, Дня рекламиста, 23 октября, мы попросили представителей рекламных агентств (РА) Барнаула отметить положительные моменты прошедшего года и поделиться своими рецептами борьбы с кризисом.
По оценкам различных экспертов, падение продаж рекламных услуг составило от 30 до 50%.
Михаил Хаустов
2009 год был для всех годом преодолений, перерождений и обновления. Многие компании пересмотрели свои рынки, свою клиентскую политику, оптимизировали бизнес.
Наша компания, всегда ориентированная на высокий уровень клиентского сервиса, сохранила его в полном объеме, добавив новые предложения по обслуживанию. Мы, как компания, оказывающая комплекс рекламных услуг, с начала года вышли на рынок с предложением по аутсорсингу для тех клиентов, которые в сложной экономической ситуации отказались от собственных маркетинговых служб. В течение года мы проводили мастер-классы для клиентов по вопросам повышения эффективности рекламных инструментов (в области outdoor).
Так как мы всегда выстраиваем отношения с клиентами на длительный период, мы постоянно совместно отслеживали развитие их ситуации на рынке и прорабатывали новые инструменты продвижения.
В настоящее время мы сделали очередной шаг в области формирования суперсервиса для клиентов – создали единый центр продаж Gallery (второй по величине оператор наружной рекламы в России) в Барнауле. В него вошли такие крупные операторы, как рекламное агентство "Проспект" и рекламная группа "Город". Отныне клиенты могут получить максимально эффективные программы по продвижению в Барнауле и других городах России. Это очень важно для тех компаний, чьи интересы распространяются за пределы Алтайского края.
Не скрою, когда "грянул гром" и всех охватила паника, мы тоже первое время поддались ей. Однако вскоре мы просто решили не идти на поводу у эмоций, а спокойно продолжать работу, ориентируясь на наши преимущества и выгоду для клиентов. Трезвый подход к ситуации незамедлительно принес свои плоды – уже во второй половине декабря мы вошли в нормальное русло, а новый год встретили, даже расширив клиентскую базу.
На сегодняшний день в Барнауле мы имеем два офиса, полноценные филиалы работают в Бийске и Рубцовске, есть представительства по всему Алтайскому краю – в Белокурихе, Славгороде, Заринске, а также в Горно-Алтайске. В этом году мы открыли филиал в Томске, где тоже есть производственные мощности.
В 2009-м особое развитие получило BTL-направление, мы создали отдельный департамент с креативной группой. Мы также расширили производственную базу по сувенирной продукции. К Новому году мы делаем себе и клиентам подарок – переезжаем в новый большой офис. В целом, можно сказать, для нашей компании кризис миновал. И главное оружие, которым мы его побороли, – спокойствие и трезвая оценка ситуации.
Сказать, что прошедший год был легким, было бы лукавством. С начала кризиса рекламный рынок понес большие потери: сократились бюджеты на продвижение, закрылась часть филиалов иногородних компаний, активно пользующихся услугами рекламных агентств. Однако в то же время произошла определенная "чистка рядов" среди игроков рекламного рынка. С него ушли мелкие фирмы, не способные выдержать конкуренцию со стабильными компаниями и часто в качестве оружия использующие схемы демпинга. По моим наблюдениям, в сфере производства полиграфии количество игроков сократилось на 20–30%. Соответственно, бывшие клиенты закрывшихся компаний стали клиентами нашей фирмы.
Жесткие условия современного рынка не заставили нас изменить главный принцип работы: "Каждый клиент должен остаться доволен". И потому даже тот факт, что мы снизили цены на отдельные позиции оперативной полиграфии (например, визитки) и удержали стоимость других продуктов на уровне прошлых лет, ни в коем случае не сказался на качестве оказываемых услуг.
Мы по-прежнему планируем развитие производства. В частности, предполагаем приобрести фрезерное оборудование для изготовления разнообразной рекламной продукции из металла, пластика, акрила, дерева, начиная от объемных букв и заканчивая сувенирами. Уделяем внимание и программам лояльности для клиентов. В частности, готовим спецпредложение по новогодней полиграфии. К празднику наши заказчики могут рассчитывать на большой выбор полиграфической продукции, а также на нестандартные варианты поздравительной и сувенирной полиграфии.
Первое, что мы сделали с начала кризиса, – это сели и подумали, как нам изменить свою работу, чтобы сохранить клиентов и найти новых. Те решения, которые мы приняли, в принципе, оправдали себя. Так, мы усилили дизайнерский и технический отдел. Привлекли в творческую работу "свежие мозги" – студентов отделений дизайна и пиара, всех тех людей, которые смогли привнести в деятельность нашей компании что-то новое, а именно: поддержать творческий климат в компании, начать поиск новых идей и методов, освоить современные технологии.
Мы всегда были ориентированы на клиента. И сейчас мы работаем исходя из его требований. Учитывая то, что большинство компаний урезало бюджеты, но тем не менее не готово жертвовать качеством, мы стали предлагать экономичные варианты достойного уровня. В частности, более доступное по цене сырье мы стараемся обыграть за счет необычного дизайна, дополнительных элементов, так, чтобы даже не очень дорогая в плане материала конструкция выглядела привлекательно. Иными словами, мы помогаем нашим клиентам сохранить имидж, даже несмотря на снижение затрат на рекламу.
В остальном мы используем те же схемы, что и большинство игроков рынка: гибкую ценовую политику, скидки постоянным клиентам.