Как остановить отток молодежи из села?

ноябрь 6, 2009

– Я родился и вырос в селе, но, прожив в городе некоторое время, понял – назад уже ни за что не вернусь, – эту реплику я услышал от одного из своих знакомых накануне открытия I Всероссийского слета сельской молодежи, который с 26 по 29 октября проходил в Барнауле. Так ли все плохо в жизни молодого сельского поколения?

Сельская идиллия хороша до тех пор, пока сам в ней не поживешь.
Олег Богданов

Посмотреть фотогалерею на сайте.

Не там ищем

Проблемы с трудоустройством и жильем, отсутствие возможности для самореализации – такие причины невозвращения в родные просторы называли участники слета на мастер-классе, который проводил Андрей Худолеев, президент Центра развития молодежного парламентаризма России. Но, как заявил моско­вский эксперт, корень проблемы не там, где его усматривают.

– Многие выходцы из села, приехавшие на учебу в вузы, считают, что в городе у них есть перспективы. Наивные… – заметил Андрей Худолеев. – Сельская ли, городская ли молодежь – я не вижу принципиальной разницы. У всех одни и те же проблемы, но самые главные – лень и безынициативность. Я считаю, что в селе не меньше возможностей для самореализации, чем в любом городе, просто не нужно плыть по течению.

В ходе одного из диспутов Андрей Худолеев привел пример, как в Сургуте ребята, проявив инициативу, своими руками сделали ледовую площадку.

– Сначала они требовали построить им чуть ли не ледовый дворец, мол, негде заниматься спортом. Но потом им подбросили идею – почему бы самостоятельно не залить каток, – рассказывает московский эксперт. – Ребята пришли с инициативой в муниципалитет, получили грант, после чего провели электричество, поставили вагончик, залили площадку. В результате получилось самоокупаемое предприятие: прокат коньков стоит 30 рублей, так там еще и очередь выстраивается. 

Старт с ЛПХ

По мнению Тимура Чалкина, студента Сибирского государственного аэрокосмического университета (Красноярск), приехавшего на I Всероссийский слет в качестве делегата, занятость молодых в личном подсобном хозяйстве может превратиться в инновационный бизнес и послужить средством к спасению исчезающих сел.

– Мы пытаемся воплотить в жизнь модель, которую я разработал вместе со своими единомышленниками, – пояснил он "СК". – Модель предполагает создание в сельской местности ряда малых молодежных предприятий, которые станут работать под эгидой управляющей компании. Эта компания будет оказывать им консультационную помощь, заниматься материально-техническим снабжением, а также помогать с реализацией продукции.

На вопрос: где взять деньги для старта, Тимур отвечает – в службе занятости населения.

– В нашем регионе размер единовременных пособий для начала своего дела может достигать 300 тыс. рублей. На эти деньги человек, который не может найти работу, способен обзавестись небольшой пасекой или личным подсобным хозяйством, – говорит он. 

Кстати, бизнес-проект студенту помогли разработать преподаватели кафедры, на которой он проходит обучение. Сегодня это тема диссертации Тимура. Надо отметить, что проект был одобрен региональной администрацией и торгово-промышленной палатой, для его реализации выделено 800 га пустующей земли.

– В случае успеха наш опыт можно будет тиражировать на других территориях для возрождения исчезающих сел, – полагает Тимур Чалкин.

Александр Карлин,
губернатор Алтайского края:

Символично, что Всероссийский слет сельской молодежи проходит именно в Год молодежи, объявленный правительством страны. Молодежь – это та реальная сила, которая способна преобразовать не только село, но и Россию в целом.

Были бы условия 

– Сегодня все стали менеджерами, а вот механизатора днем с огнем не найти, – утверждает Максим Абалаков, фермер из Топчихинского района. – Хотя зарплаты у нас уже давно сравнялись с городскими. Как-то раз нашли работника через службу занятости, так он продержался всего два месяца и куда-то пропал, возможно, запил. Нехватка кадров – это серьезный вопрос, ведь лучшая молодежь не хочет жить на селе.

Как свидетельствуют высказывания участников дискуссий, причины этого – в неустроенности жизни на селе. Впрочем, в решении этой проблемы инициативу стали проявлять крупные агрохолдинги, заинтересованные в том, чтобы привлечь на производство выпускников вузов. Например, в райцентре Ключи летом этого года началось строительство домов для молодых специалистов, работающих в животноводческом комплексе "Западное". 

– Стройка началась на ровном месте, но уже подведены необходимые коммуникации. Это стало возможным благодаря федеральной программе социального развития села, – утверждает Юрий Титов, генеральный директор "Ключевского элеватора". – Все мы прекрасно понимаем, что если молодым специалистам негде жить, если в селе нет социальной инфраструктуры, будет очень сложно привлечь перспективные кадры, какую бы зар­плату ни предложили.

Справка

На сайте Российского союза молодежи размещен банк вакансий сельхозпредприятий. Только в разделе "Алтайский край" их более 400. Однако далеко не всегда размеры вознаграждения за труд оправдывают ожидания молодых специалистов. Нижний предел – 5 000 рублей, верхний – 12 000 рублей. При этом предприятия редко готовы предоставить жилье молодым специалистам.