Администрация края не будет мешать рубцовчанам проводить акцию протеста

ноябрь 9, 2009

Как уже сообщалось ранее, бывшие рабочие завода "Алттрак", подбадриваемые местной организацией КПРФ, 3 ноября направили обращение Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину. Их просят вмешаться в ситуацию с долгами по зарплате. К концу недели инициативная группа не получила никакого ответа из Москвы и начала готовить повторное обращение. Если реакции так и не последует, то около ста рабочих грозят перекрыть железнодорожные пути.

Продукция "Алттрака".
Анна Качурина

В первом письме сотрудников завода говорится, что оплата их труда прекратилась еще в июне текущего года. Задолженность перед рабочими предприятия "АТЗ-Запчасть" (входит в структуру "Алттрака") также не погашена. "Подавать заявления о невыплаченной зарплате и ждать два-три месяца решений суда, которые никто не выполнит, нет смысла", — говорится в обращении. Рабочие написали, что готовы перекрыть 14 ноября железную дорогу, ведущую из Казахстана в Алтайский край. 

Председатель профкома "Алттрака" Любовь Маслова не поддержала рабочих в их намерениях, поэтому инициативная группа не предоставляет ей никакой информации.

Любовь Маслова,
председатель профкома "Алттрака":

Сегодня решать вопрос не с кем. Никто ни за что не отвечает. Перед приездом Владимира Путина мы полностью выплатили людям зарплату за семь месяцев. После отъезда вице-премьера выплаты прекратились. Краевые власти обещали помочь в запуске завода, но он до сих пор стоит. Есть ли теперь смысл его вообще запускать?

Она не верит, что обращение рабочих изменит положение дел. "Сначала завод продали за бесценок и рассчитались с долгами. Потом приезд Путина заставил отдать людям деньги. Но третьего раза не будет", — продолжает г-жа Маслова. По ее словам, в середине недели руководство завода проводило переговоры на уровне краевых властей, но никаких договоренностей достигнуто не было. На предприятии планируются дополнительные сокращения. Останутся 500–600 человек. 

Заместитель гендиректора по технической политике "РАТМ-Холдинга" (собственника завода) Геннадий Таруленков в телефонном разговоре отказался от комментариев. На официальный запрос "ВД" ответа из холдинга не последовало. 

Промышленный вице-губернатор Виталий Ряполов заметил, что решение проблемы погашения долгов перед работниками "АТЗ-Запчасть" лежит в правовом поле: "Необходимо до конца довести процедуру конкурсного производства, в ходе которой через совет кредиторов и арбитражный суд добиться передачи части непроданных активов завода "АлтТрак" конкурсному управляющему "АТЗ-Запчасть" в счет погашения кредиторской задолженности. Впоследствии это имущество должно быть продано, а вырученные средства направлены на погашение долгов по зарплате". 

Первый секретарь рубцовского горкома КПРФ Сергей Юрченко подтвердил, что координирует действия инициативной группы. Он сообщил, что подготовлен новый проект письма к руководству страны, которое будет обсуждаться 13 ноября с депутатами АКЗС и рабочими. Бывшие сотрудники завода акцентируют внимание на том, что вынуждены пойти на крайние меры, так как реакции на их первое обращение не последовало. "Поскольку письмо является повторным, ответственность за акцию будет возлагаться на президента как гаранта Конституции и на вице-премьера как ее исполнителя. Я попрошу рабочих 13 ноября перенести акцию на неделю", — сообщил г-н Юрченко. Если никто не отреагирует на второе обращение, то дату и время акции рабочих никто озвучивать не будет, чтобы избежать оцепления.

Мнение

Виталий Ряполов,
вице-губернатор Алтайского края:

Решение проблемы погашения долгов перед работниками "АТЗ-Запчасть" лежит исключительно в правовом поле. Необходимо до конца довести процедуру конкурсного производства, в ходе которой через совет кредиторов и арбитражный суд добиться передачи части непроданных активов "АлтТрака" конкурсному управляющему "АТЗ-Запчасть" в счет погашения кредиторской задолженности. Впоследствии это имущество должно быть продано, а вырученные средства направлены на погашение долгов по зарплате. 

Администрация края рассчитывала на возможность привлечения средств из внебюджетных источников для погашения части задолженности по заработной плате перед работниками "АТЗ-Запчасть", как мы сделали это с "АлтТраком". Однако экономическая ситуация в силу кризисных явлений изменилась, и реализовать такой вариант нам не удалось. Хотя в случае появления подобной возможности мы, конечно же, ею воспользуемся. 

Что касается готовящейся акции протеста работников "АТЗ-Запчасть", то в планы администрации края не входит препятствовать конституционному праву людей выразить свое отношение к проблеме невыплаты заработной платы, если эта акция будет осуществляться в рамках закона. За соблюдением порядка проведения публичных акций должны следить соответствующие органы. 

Наша же главная задача — продолжать работу по отстаиванию социальных прав работников предприятий. Именно этим мы занимаемся. Не снимая с себя ответственности за судьбы жителей Алтайского края, попавших в тяжелое материальное положение по вине людей, называющих себя бизнесменами и хозяевами заводов, мы с сожалением заявляем о том, что современное законодательство предоставляет региональным властям крайне скудные полномочия для влияния на так называемых собственников. 

Приходится констатировать, что руководство группы компаний "РАТМ", вновь став собственником основных активов бывшего тракторного завода, куда входит и  "АТЗ-Запчасть", своей политики по отношению к ним не изменило. Хотя с нашей стороны шаги навстречу были сделаны. По инициативе администрации края в июне этого года было подписано соглашение о взаимодействии между собственником предприятия "РАТМ-Холдинг", "Алтайским трактором" и администрацией Алтайского края, которое предусматривало организацию производства тракторов различных модификаций и погашение задолженности по заработной плате. 

Администрация края выполнила все обязательства по реализации соглашения. Были привлечены 116 млн. рублей из внебюджетных источников на необходимое оборудование и погашение задолженности по зарплате. В том числе и через покупку готовой продукции, стоящей на складах завода, а также за счет предоплаты за бульдозеры для нужд ЖКХ края. 

Но со стороны собственника и руководства "АлтТрака" условия соглашения не были выполнены. До настоящего времени не произведен запуск основного производства предприятия. Причина одна — из обещанных 66,7 млн. рублей для пополнения оборотных средств собственник не дал ни рубля. Задолженность по зарплате работникам завода с августа снова начала расти и на 1 октября уже составляет более 39 млн. рублей. Все это происходит из-за нежелания собственника сформировать оборотные средства и запустить собственное производство. 

На сегодняшний день для завода "Алтайский трактор" администрацией края проработан достаточный объем заказов для запуска основного производства. В конце ноября в Туркменистане будет проходить I сельскохозяйственный форум стран СНГ с одновременным проведением международной выставки. Там будет рассматриваться вопрос о поставке гусеничных пропашных тракторов в Туркменистан. В ходе ранее проводимых испытаний алтайский трактор зарекомендовал себя с лучшей стороны — при норме 2 тыс. моточасов он уже отработал 2,1 тыс. моточасов и продолжает работать. Мы надеемся, что наш трактор станет победителем конкурса, и тогда будущее у завода точно появится. 

В дальнейшем успешная работа предприятия зависит только от эффективных действий собственника и руководства завода по организации производства и привлечению оборотных средств. Вот как раз это постоянно вызывает у нас вопросы. И мы были вынуждены обратиться к прокурору Алтайского края о принятии к собственнику мер прокурорского реагирования. Кроме того, несколько дней назад в своем телевизионном выступлении губернатор края Александр Карлин особо подчеркнул, что в законе должна быть более четко зафиксирована ответственность собственника. Она может выражаться в гражданской, административной либо уголовной ответственности. Но необходим реальный механизм работы с недобросовестным собственником. Мне было поручено выступить в ходе последней сессии Алтайского краевого Законодательного собрания (АКЗС) перед законодателями с предложением разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы правовые нормы, предусматривающие ответственность собственников за положение дел на принадлежащих им предприятиях. Надеюсь, депутаты АКЗС поддержат нас в этом вопросе. Еще раз хочу отметить, что речь идет не о каких-то полицейских мерах, а о более четком понимании ответственности бизнеса за свое предприятие перед своими работниками.