ноябрь 12, 2009
Мы уже писали об уникальном историческом памятнике, расположенном в окрестностях города Заринска. Подземный православный храм, точная копия Киево-Печерской лавры, был создан в начале ХХ века руками монаха Даниила и послушника Ивана. Как уже сообщал "Маркер", этим летом получено благословение на работы от владыки Максима. Как оказалось, дальше благословения дела не пошло, и археологи бьют тревогу. Подробности в материале известного краеведа Вячеслава Кокшенева.
Псковский монастырь простоял 500 лет, Киево-Печерская лавра - 1000. Неужели наш удивительный храм исчезнет через 100?
Анна Зайкова
– В конце 70-х годов ХХ столетия вместе со своими воспитанниками я занимался археологической разведкой по Заринскому району. Именно тогда мы и открыли этот уникальный памятник подземного зодчества на реке Чумыш.
"Центральный" вход в монастырь был расположен в обрывистом склоне откоса. Он представлял грот – неглубокую пещеру со сводчатым потолком и широким коридором. Свод был низким из-за обрушившейся глинистой породы и труднопроходимым, так как в результате обвалов глыбы глины завалили проход. От центрального входа вниз по склону шла тропинка к неглубокому колодцу – святому ключу. В 70-х годах он ещё сохранял венцы из рубленых лиственничных плах со сливным желобом и студёной родниковой водой. По противоречивым рассказам старожилов, на "пещёрах" были надземные сооружения. По одним воспоминаниям, вход в подземный храм был из часовни, а рядом находилась небольшая полуземлянка, в которой жили монахи. По другим рассказам, часовня была выстроена над колодцем и святую воду брали из-под решетчатого пола. По рассказу одного из старожилов, в часовне могли молиться одновременно до 20 человек, а стены её были увешены иконами.
К надземным сооружениям пещерного монастырского комплекса относятся также печи, в которых монахи выжигали кирпичи.
Подземная архитектура представляла собой систему ходов, коридоров, галерей, тупиков, лабиринтов, отдушин и внутренних помещений.
Самым большим подземным помещением была алтарная комната, почти прямоугольной формы, размером 5х4, с куполообразным потолком. В центре комнаты находилось прямоугольное земляное возвышение с обвалившимися краями высотой примерно 50–60 см, по всей видимости, престол.
Память стариков сохранила впечатления об "алтарной комнате", где были престол и жертвенник – четырёхугольный стол, стоявший у стены слева от престола, в северо-восточной части алтаря, покрытый покрывалом, на котором стояли "священные сосуды" – предметы церковной утвари.
Центральная часть подземного комплекса представляла сложный лабиринт с системой тупиков и соединительных коридоров. В однообразных тоннелях, тёмных залах, переходах и тупиках можно было легко заблудиться, особенно в первый раз.
Помимо икон в подземном храме были и барельефы. По словам одного из очевидцев, видевших их в детстве, одно из них изображало Богородицу с младенцем, второе – мужчину, но какого святого, он не знает, а подробные детали стёрлись из памяти.
Подземный храм залегает в недрах земли на глубине 3–5 метров, средняя ширина ходов – 50 см, высота тоннелей, как и переходов, не одинакова. Где-то можно идти в полный рост, где-то согнувшись, а где-то только ползком. Общая длина ходов – около 250 метров.
Основная конфигурация арочных сводов позволяла до недавнего времени существовать уникальному подземному сооружению. Наличие "центрального хода", пяти отдушин в восточной части подземного архитектурного комплекса, а также слуховые окна в "алтарной комнате" и лабиринте создавали циркуляцию воздуха в подземном сооружении, сохраняя в целом одинаковый температурный режим и влажность зимой и летом, что также влияло на сохранность его сводов, стен, пола от естественного разрушения.
Бескультурье, необразованность, отсутствие охраны и разъяснительной работы приводят к уничтожению храма. Большой урон наносится уникальному сооружению и естественным старением и разрушениями, нарушения воздушной циркуляции и изменением температурного режима, вызванного заваливающимися слуховыми окнами и обрушениями внутри храма.
Недобрую роль в судьбе подземного храма сыграли, чего греха таить, и тогдашние отцы церкви Заринского района и епархии совместно с местными доброхотами. Готовясь к приезду на Алтай в 1999 году Алексия П, местный клир, дабы удивить Патриарха всея Руси местной достопримечательностью, уничтожили святая святых храма – алтарь, соорудив на его месте проход для патриарха, обшив его досками и изуродовав входной грот в пещерный храм бетонным входом.
Не посоветовавшись со специалистами и исследователями, проявив инициативу, они, как у нас на Руси бывает, обычно "хотели как лучше, а получилось как всегда". В настоящее время произошло полное разрушение прохода вследствие сгнивших деревянных перекрытий и пошёл ещё больший процесс разрушения храма. Обрушилась комната перед кельей, в самой большой галерее разрушения привели к тому, что теперь продвигаться по ней можно только ползком, а раньше по ней можно было идти в полный рост с поднятой рукой. В остальных галереях идёт тот же процесс.
Каждое лето храм испытывает большой наплыв нежелательных посетителей и неорганизованных экскурсантов. В подземном храме – мусор, ветки, испражнения, увеличивается количество нецензурных надписей, рисуются непристойности.
За 30 лет поисково-иследовательской деятельности мне неоднократно приходилось обращаться в прошлые и теперешние светские и духовные структуры по вопросу сохранения, охраны, реставрации или консервации уникального памятника подземного зодчества.
Казалось бы, этим летом лёд тронулся. 24 июня 2009 года епископ Барнаульский и Алтайский Максим издал циркулярное распоряжение за № 11 о благословлении на реставрационные работы, возложив ответственность за выполнение данного распоряжения на настоятеля Вознесенского храма г. Заринска иерея Андрея Ушакова и главного инженера Барнаульской епархии иеродиакона Захария (Пелипенко) с привлечением меня в качестве помощника данного мероприятия.
Сроки исполнения предварительных работ были определены 15 июля 2009 года.
Прошло уже почти полгода. Что же сделано за это время?
Я составил и передал руководителю паломнической службы Барнаульской епархии Михаилу Чемерису график и план реставрационных работ на 2009 год. Достиг предварительной договорённости с педакадемией о создании студенческого стройотряда для реставрационных работ. На семинарах руководителей школьных музеев Барнаула и Заринска мы объявили о создании бригад добровольцев из старшеклассников на время летних каникул. Я получил предварительную договоренность с НПЦ "Наследие" о подготовке документации на создание охранной зоны вокруг памятника пещерного зодчества и составил перечень необходимого оборудования, снаряжения и орудий труда для реставрационных работ на 2010 год.
Со стороны других фигурантов распоряжения владыки я лично не вижу никаких подвижек и усердия. Никаких встреч для совместных решений важных вопросов по организации и планирования насущных вопросов реставрации не проводилось, утверждение смет расходов на закупку и приобретение материалов не осуществлялось... Объяснением бездеятельности со стороны ответственных лиц является "страшная загруженность текущими делами". Единственным человеком, искренне желающим ускорить процесс реставрации уникального памятника, является упомянутый выше Михаил Чемерис.
Псково-Печерский монастырь простоял пять столетий, Киево-Печерская лавра и Антониевы Печеры Чернигова – 10 столетий. Неужели же наше уникальное сооружение через 100 лет своего существования канет в Лету?
Вячеслав Кокшенев