февраль 5, 2004
Три-четыре раза в месяц над испытательным полигоном Федерального научно-производственного центра "Алтай" под Бийском поднимается белое облако. Внешне оно почти не отличается от плывущих в небе собратьев. Но это – ядовитое облако, несущее в себе микрочастицы сгоревшей ступени твердотопливной баллистической ракеты.
Известно, что продукты горения смесевых твердых ракетных топлив (ТРТ), которыми начинены ступени ракет, содержат ряд опасных для жизнедеятельности человека газовых компонентов (оксиды азота, углерода, хлора, соляную кислоту и т.д.) и большое количество оксида алюминия в аэрозольном состоянии. В результате горения теплозащитного полимерного покрытия корпусов ракет могут образовываться бенз-а-пирены, диоксины, синильная кислота и прочие сильно действующие яды.
А плывут ядовитые облака… Ну, плывут они всякий раз по-разному. В зависимости от метео- и прочих условий. Но в идеале, без погрешностей на ветер, - на Барнаул. Такой расчет сделали в Общественном институте "Ученые Сибири за глобальную ответственность".
Подписанный Россией и США договор СНВ-2 предусматривает ликвидацию российской стороной 253 ракет СС-25, 66 ракет СС-24 и 91 ракеты СС-Н-20 морского базирования. Уничтожить их должны в трех городах: Воткинске, Перми и Бийске.
В том, что Бийск попал в число городов, определенных для исполнения данной миссии, ничего удивительного нет. В "оборонке" всегда существовало незыблемое правило: тот, кто производит, снаряжает изделия, тот потом их и утилизирует или нейтрализует. ФНПЦ "Алтай" много лет занимался производством твердого ракетного топлива (ТРТ). Более того, здесь находится единственный в России стенд, пригодный для испытания зарядов с массой до 50 тонн. В Воткинске и Перми надо строить мощности по уничтожению произведенной продукции, в Бийске для этого есть все необходимое. Иными словами, алтайский наукоград сегодня единственное место на карте России, где можно жечь ракеты. И он жжет.
Удивительно другое: почему из этого сделали тайну? Почему в нарушение Конституции РФ (право на получение экологической информации, право на здоровую среду проживания), Федеральных законов "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе", "Об охране атмосферного воздуха", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") не проинформировали жителей Бийска, не провели общественную экологическую экспертизу проекта?
ФНПЦ "Алтай" работает на СНВ не первый год и довольно интенсивно, уничтожая примерно одну ракету в месяц. Одна ракета – три, как говорят специалисты, "испытания" (по числу ступеней ракеты), при каждом из которых сжигается от 20 до 50 тонн ТРТ. По нашим данным, в 2003 году произведено 30 "испытаний", уничтожено 10 ракет. В нынешнем году "испытания" проводились 5, 14, 27 и 29 января.
Ответить на поставленные вопросы и прояснить сложившуюся ситуацию "СК" попросил на прошлой неделе губернатора края Александра Сурикова, генерального директора ФНПЦ "Алтай" Александра Жаркова, депутатов Госдумы Льва Коршунова и Владимира Рыжкова. В их адрес направлены официальные запросы. Хотелось бы надеяться, что ответы будут скорыми и правдивыми, что не повторится прошлогодняя история, когда чиновники попросту морочили журналистам голову.
Весной 2003 года руководители экологического департамента Главного управления природных ресурсов МПР РФ по Алтайскому краю и комитета экологии г. Бийска заявили, что не слышали о сжигании ракет в ФНПЦ "Алтай". А заместитель Алтайского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах А.С. Уманец на запрос редакции ответил следующее: "ФГУП ФНПЦ "Алтай" относится к категории особо режимных предприятий, производящих взрывчатые вещества промышленного назначения.. В соответствии с разрешительными документами государственных органов в ФГУП ФНПЦ "Алтай" не предусмотрена деятельность по работам, связанным с переработкой, уничтожением оружия массового поражения и отходов от его уничтожения (данный вид деятельности не предусмотрен лицензией).
Предприятие не имеет производственных возможностей для осуществления указанного вида деятельности. Проведение подобных работ на предприятии в ближайшем будущем не планируется. Представительств иностранных государств, организаций и фирм на территории предприятия нет…" (И это при том, что филиал американской фирмы "Парсон", курирующей уничтожение ракет, зарегистрирован в Бийске и с двумя его представителями корреспондент "СК" носом к носу столкнулся в бийской гостинице!)
"СК" известны люди, непосредственно участвующие в реализации проекта, мы располагаем свидетельствами, подтверждающими процесс сжигания ракет на полигоне ФНПЦ "Алтай" и считаем своим профессиональным долгом обозначить проблему на страницах газеты. Редакция надеется на конструктивный диалог с властью в интересах населения всего края. В противном случае нам ничего не остается, как в одностороннем порядке познакомить читателей с собранными фактами, документами, комментариями экологов и ученых.
Трехступенчатая ракета SS-N-20, проходившая в НАТО под кодовым названием "Sturgeon" ("Осетр"), стала первой советской твердотопливной подводной баллистической ракетой с разделяющимися боеголовками. Установлена на самых мощных советских подводных лодках типа "Тайфун". По совместному советско-американскому договору об ограничении стратегических наступательных вооружений ОСВ каждая такая ракета учитывалась как носитель десяти разделяющихся боеголовок индивидуального наведения мощностью по 100 - 200 кТ. Ракета SS-N-20 имеет инерциальное управление, радиус зоны рассеивания порядка 600 м, дальность полета свыше 10000 км.
Класс оружия: | подводная баллистическая ракета |
|
Фирма-разработчик: | СКВ-385 (В.П. Макеев) |
|
Страна: | СССР |
|
Вес: | 90000 кг |
|
Размеры: | диаметр 2,4 м, длина 16 м |
|
Дальность: | свыше 10000 км |
|
Боевая часть: | десять боеголовок индивидуального наведения мощностью по 100 кТ |