ноябрь 24, 2009
На заводе "АлтТрак" начался новый этап сокращения сотрудников. Собственник предприятия "РАТМ-Холдинг" планирует из оставшихся 1,6 тыс. работников высвободить порядка 700 человек. Это станет нелогичным финалом процесса по спасению предприятия, в ходе которого краевая администрация предоставила "АлтТраку" кредит, принудила сельхозпроизводителей оформить заказы на тракторы и профинансировала завод в рамках программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда". В то же время собственник завода считает, что чиновники не выполнили условий соглашения, подписанного в июне текущего года.
Лучшие умы долго пытались понять, способен ли алтайский трактор двигаться дальше. В итоге технику без моторов решили отдать работникам в счет погашения долгов по зарплате.
Анна Зайкова
16 ноября на предприятии "АлтТрак" были сокращены около 100 человек. В ближайшее время список безработных Рубцовска пополнится еще 600 сотрудниками завода. Предполагается, что сохранят рабочие места сторожа и начальники цехов, которые будут отвечать за сохранность имущества. Это третья волна "оптимизации" штата на "АлтТраке" в 2009 году. Работники расценили действия собственников как незаконные и написали письмо в Генпрокуратуру.
Также на прошлой неделе шла подготовка к пикету офиса "РАТМ-Холдинга" в Новосибирске. Акция назначена на 1, 2 и 3 декабря. Инициатором мероприятия выступил рубцовский горкомитет партии КПРФ. Основными лозунгами выступления станут: "Тиранов — на нары, рабочих — на Канары!", "Сегодня Новосибирск, завтра — Кремль!", а также "Рубцовск — столица безработных!".
"Мы надеемся, что в пикете из Алтайского края примут участие порядка 150 человек. Ежедневно в Новосибирск будет выезжать автобус. Кроме того, к нам присоединятся новосибирцы", — рассказал Сергей Юрченко, первый секретарь горкома КПРФ.
Причиной столь решительного шага, по словам организаторов, стали долги (порядка 100 млн. рублей) перед сотрудниками рубцовских предприятий, принадлежащих "РАТМу". "От безысходности", — объясняет руководитель профсоюза "АлтТрака" Любовь Маслова.
Предприятие из года в год становилось лидером среди неплательщиков заработной платы в крае. И если накануне визита на Алтай председателя правительства России Владимира Путина в июне задолженность начали гасить и затем полностью закрыли, то в августе завод вновь возглавил список крупных должников.
Главными участниками процесса по погашению долгов стали краевая администрация и лично губернатор Александр Карлин. Собственника неоднократно приглашали на различные трудовые комиссии, чтобы призывать к ответственности. А в конце июня губернатор и президент "РАТМа" Эдуард Таран подписали соглашение, согласно которому собственник обещал погасить долги и запустить производство. А власть в свою очередь брала на себя обязанность предоставить "АлтТраку" кредит в 51 млн. рублей и разместить по лизинговой системе заказ на 27 млн. рублей.
Затем в сентябре край посетил генеральный прокурор России Юрий Чайка. Он пригласил "на ковер" крупнейших должников по заработной плате. Отчитывался перед прокурором и генеральный директор рубцовского предприятия Фиат Шангареев. Но после отъезда г-на Чайки ситуация не улучшилась (гендиректора "АлтТрака" привлекли к уголовной ответственности, он был снят с должности. После г-на Шангареева этот пост занял Дмитрий Фельдман, а сегодня руководителем завода является Валерий Ковалев).
В это время администрация края продолжала стимулировать спрос на тракторы Т-4 через лишение госкомпенсаций. Если район не выполнял план по заказам на эту технику, сельхозпроизводители территорий лишались субсидирования. Несколько месяцев подряд сельхозпредприятие "Им. Гастелло" Хабарского района не могло добиться государственных компенсаций в размере 6 млн. рублей, предусмотренных при покупке импортного скота. Руководитель хозяйства Николай Изотов опасался, что может просрочить платежи по кредиту, и сообщил об этом начальнику ГУСХ Александру Чеботаеву. В итоге решение о переводе средств на счет сельхозпредприятия, расположенного в "проштрафившемся" районе, принималось на уровне первых лиц края.
"Приходится констатировать, что руководство группы компаний "РАТМ", вновь став собственником основных активов бывшего тракторного завода, своей политики по отношению к ним не изменило. Хотя с нашей стороны шаги навстречу были сделаны, — прокомментировал ситуацию в ноябре вице-губернатор Виталий Ряполов. — Было привлечено 116 млн. рублей из внебюджетных источников на необходимое оборудование и погашение задолженности по зарплате. В том числе и через покупку готовой продукции, стоящей на складах завода". По его словам, собственник из предусмотренных в соглашении 66,7 млн. рублей для пополнения оборотных средств не выделил "АлтТраку" ни рубля.
В течение года заводу оказывалась поддержка в рамках целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда". В общественных работах, в том числе и на "АлтТраке", приняли участие порядка 1,5 тыс. заводчан. Также прошли курсы ускоренного обучения 149 сотрудников. На это, по данным "ВД", было затрачено более 12 млн. рублей. "Была отремонтирована проходная завода, покрашены станки. Мы "съели" не только средства, выделенные через центр занятости, но и направленные краевой администрацией" — говорит Любовь Маслова.
Но собственники не принимают обвинений. Вице-президент "РАТМа" Евгений Елгаев объясняет в СМИ ситуацию тем, что краевая власть не выполнила условий сотрудничества. Якобы вместо кредита администрация приобрела в лизинг готовую продукцию. Деньги пошли на выплату зарплаты, и на предприятии не осталось ни продукции, ни оборотных средств.
Как стало известно, еще в начале года руководство завода подало в центр занятости уведомление о сокращении всего персонала "АлтТрака". Два раза собственник пытался это сделать, но обе попытки пресекались властями. И агония предприятия продолжалась.
Сегодня руководство завода высвобождает сотрудников без выплаты накопившейся задолженности. Константин Ганов, пресс-секретарь депутата Госдумы Алексея Багарякова, рассказал, что работникам было предложено получить расчет в виде тракторов неполной сборки (без двигателей), на что люди не согласились.
Я не вижу и не понимаю перспектив "АлтТрака". Власть не должна поддерживать предприятия кредитами. Безобразная позиция собственников — все время ходить за гарантиями. Это "АвтоВАЗ" № 25. Никаких денег у государства не хватит. Задача власти в такой ситуации — наладить систему нормальной выплаты пособий по безработице и социальных пособий. Государство должно помогать людям, а не заводам.
Не знаю, с какой целью собственник приобретал тракторный завод. А с какой целью брались другие неперспективные активы? Видимо, пока шел рост в сельском хозяйстве, все эти структуры давали хоть какой-то кэш, и шла чистая денежка через тот же агролизинг. Как только собственники поняли, что становится плохо, а за такой актив они никогда биться не будут, потому что это не коренной бизнес, они просто отстранились. В такие предприятия никто особо не вкладывает. Да, собственник нехорошо себя ведет, но у него на лбу не написано, что он орган соцзащиты. Он и говорит: денег давайте! А сколько можно давать? Нужно закрывать завод.
Понятно, что власть боялась высвободить столько сотрудников. И страшно по одной простой причине — российские службы занятости и соцзащиты работают неэффективно. А с отправленными на улицу даже 1,5 тыс. сотрудниками чиновники не справятся. Власть просто побьют. В итоге продлевали жизнь мертвецу. Я приведу маленький пример. Хозяин собачку любит и хвостик по кусочкам ей купирует. Жалко ведь собачку!