декабрь 1, 2009
Максим Герасимюк, руководитель объединенной редакции ИД "Алтапресс"
Олег Богданов
Сегодня мне хотелось бы продолжить тему, начатую исполнительным директором Алтайского фонда микрозаймов Александром Босяком. Напомню, он рассматривал проблему территориальной удаленности районов от краевого центра, что, к примеру, создает определенные пробки при прохождении финансовых ресурсов в рамках господдержки малого бизнеса из Барнаула до конкретного предпринимателя. В качестве одного из вариантов решения автор предложил функциональное реформирование районных ИКЦ (информационно-консультационных центров для предпринимателей).
Ключевая мысль, высказанная г-ном Босяком, звучала так: "В крае уже создана сеть ИКЦ, но, к сожалению, до сих пор уровень данной структуры не позволяет передать ей вышеуказанные функции (например, функцию выдачи микрозайма. – Прим.). Для этого необходима ее существенная доработка, перевод реального статуса системы из сферы факультативной помощи предпринимателям на профессиональную основу. Каким образом это сделать? Варианты построения подобных структур уже встречаются в отдельных регионах. Как правило, вопрос решается путем создания на территориях обособленных единиц второго уровня (муниципальных фондов, центров поддержки предпринимательства), которые осуществляют как непосредственное доведение всех форм государственной поддержки до конечных получателей, так и имеют право оказывать предпринимателям определенный перечень платных услуг. Это дает им возможность работать и развиваться на принципах самоокупаемости".
Проблема эффективного использования современных возможностей ИКЦ в районах действительно существует. Во-первых, некомпетентность сотрудников, оказывающих предпринимателям услуги. Если у обратившегося возник, допустим, вопрос по налоговой тематике, то такие "специалисты" максимум что подскажут ему, так это номер телефона налоговой инспекции. Вторая проблема — отсутствие мотивации. Здесь необходимо говорить не только о том, что труд консультанта должен каким-то образом достойно оплачиваться, но и о стимулах повышать собственные знания. Еще одна проблема — отсутствие собственных площадей. Часть центров размещаются в районных администрациях, некоторые в библиотеках.
Скажу сразу, что во многом я согласен с г-ном Босяком. Действительно, сегодня необходимо создавать различные условия для того, чтобы ИКЦ на местах вырастали до уровня муниципальных ЦПП. Об этом говорится, в частности, и в концепции развития малого предпринимательства в СФО. На днях я познакомился с интересным документом из этой концепции — "Примерным положением о муниципальном Центре поддержки предпринимательства". И обнаружил в нем несколько важных моментов. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что муниципальный ЦПП предлагается создавать в различных организационно-правовых формах — "бюджетное учреждение", "филиал", "коммерческая организация", "некоммерческое партнерство", "структурное подразделение органа местного самоуправления". Эта возможность переводить ИКЦ в разряд ООО или НП развязывает руки тем консультантам, которые хотели бы оказывать местным предпринимателям широкий перечень по-настоящему качественных услуг на платной основе.
Далее — у муниципального ЦПП существенно шире функционал. Его предлагают наделить консультационной,образовательной, организационной, информационной, аналитической и инвестиционной функциями. Важно то, что под последней понимается "коммерциализация инновационных проектов и продвижение инновационной продукции", а также "поиск инвесторов и посредничество в контактах с потенциальными деловыми партнерами".
И наконец, что самое важное, на мой взгляд, территориальный ЦПП призван занять ключевое место в госсистеме поддержки предпринимательства в качестве связующего звена между столицей региона и территориями. При этом он будет наделен полномочиями: собрать и обеспечить субъектымалого и среднего предпринимательства полной информацией о субсидировании процентных ставок по кредитам, о предоставлении грантов на открытие собственного дела, а также о предоставлении поручений, гарантий, залогового обеспечения по обязательствам малого бизнеса и т. д. А ведь зачастую предприниматели как раз мало что знают о том, на какую поддержку они могут рассчитывать.