декабрь 1, 2009
По подсчетам директора компании "Русская династия" Татьяны Лариной, бюджеты разных уровней теряют ежегодно в общем около 800 тыс. рублей налоговых отчислений из-за того, что ей в свое время не было дано разрешение на оформление земельного участка под пристройку к магазину размером 125 кв.м.
Схема оформления земельного участка. Источник: выступление Марины Ракиной на "круглом столе" по земельным отношениям.
Смоляк Евгений
Этот пример г-жа Ларина привела в конце октября на "круглом столе", посвященном вопросам землепользования. Его организовали АСП и Общественная палата края.
Почти три года назад именно сложность и непрозрачность процедуры оформления участков в Барнауле стали причиной, из-за которой полномочия по распоряжению большей частью территории столицы края перешли к Главному управлению имущественных отношений. "Стала ли процедура более короткой и простой? Нет, не стала", — констатирует Евгения Трощий, руководитель фирмы "1000 мелочей" и член Общественной палаты. По словам исполнительного директора агентства недвижимости "Индустриальное" Марины Ракиной, сегодня оформление участка занимает от семи месяцев до года. Не меньшие проблемы возникают и при продлении договора аренды земельного участка под коммерческое строительство.
Эксперты "круглого стола" выделили несколько основных проблем. Первая и самая острая — длительные сроки подготовки документов (см. инфографику). При этом зачастую установленные законодательством сроки усугубляются пресловутым человеческим фактором. И это уже вторая проблема. Так, по словам Марины Ракиной, решение, например, о постановке земельного участка на кадастровый учет принимается конкретным сотрудником кадастровой палаты исходя из его собственных представлений о полноте предоставленного пакета документов. При этом, говорит она, в кадастровой палате отсутствует четкий перечень необходимых для пакета документов.
В связи с этим свою историю рассказала Евгения Трощий. Она пробовала оформить участок под цветочный павильон. Не вышло. На четыре фактически одинаковых пакета документов ей пришли четыре разных заключения из одного ведомства.
Была обозначена и еще одна проблема — отсутствие обратной связи с сотрудниками, работающими над документами заявителя. То есть позвонить конкретному исполнителю и поинтересоваться ходом работы над бумагами нельзя. Правда, в ответ на эту претензию заместитель начальника Главного управления имущественных отношений Лилия Леер нашлась что ответить. По ее словам, доступ заявителей к сотрудникам некоторое время практиковался в ведомстве. Но ни к чему хорошему это не привело. "Каждый человек, каждая компания, подав вчера документы, приходили завтра и требовали исполнения. Именно для удобства клиентов мы просим в заявлении оставлять свой контактный номер. И если возникает какой-то вопрос или необходимость предоставить дополнительные документы, специалист всегда звонит", — сообщила г-жа Леер.
Она же ответила и на претензию по отсутствию "единого окна" для оформления земельного участка. Оказывается, это невозможно сделать просто технически. "Но какие-то попытки приблизиться к этому формату мы предпринимаем, — заявила Лилия Леер. — Прием документов организован на ул. Титова, 9-г. Это здание регцентра, здесь также размещены пункты приема заявлений в кадастровую палату, в управление имущественных отношений. Это позволяет хотя бы исключить многочисленные перемещения клиентов по городу от одной службы до другой. И поверьте, совместить в одном помещении разные службы — федеральные и краевые — было непросто". Следующая задача — разместить в этом же здании органы местного самоуправления.
"Наша цель — изменить отношение чиновников к приходящим к ним людям. Мы хотим, чтобы к тем, кто оформляет участки, относились как к налогоплательщикам, которые эту систему содержат, которые строят и инвестируют", — сказала Евгения Трощий.
Большая головная боль для предпринимателей — продление договора аренды земельного участка под строительство коммерческой недвижимости. В Главное управление имущественных отношений края предоставляется фактически тот же пакет документов, что и для выделения участка. Учитывая, что сроки подготовки документов могут исчисляться годами, а затраты на их согласование — сотнями тысяч рублей, продление сроков договора аренды часто становится нереальным.
Нередко возникают ситуации, когда на завершающем этапе согласования документов часть из них устаревает. Люди вынуждены ходить по кругу. Чаще всего предприниматели получают отказ в продлении техусловий, а после этого — и в продлении договора аренды. В итоге эти участки передаются другим лицам на более выгодных условиях. Такие административная волокита, безнаказанность и вседозволенность чиновников препятствуют развитию бизнеса.
Хотелось бы отметить, что в данной ситуации страдает не только бизнес. Из-за административных барьеров, отсутствия четко разработанной схемы по предоставлению земельных участков бюджет края недополучает существенные средства в виде налоговых отчислений. Несмотря на существующие госпрограммы по поддержке малого и среднего бизнеса, ситуация с отводом и оформлением земельных участков, продлением договора аренды не только препятствует развитию, но и в некоторых случаях делает его невозможным.
24 ноября мэр Барнаула Владимир Колганов на антикоррупционном совете потребовал упрощения процедуры оформления земельных участков.