декабрь 2, 2009
Рынок оказания мелких бытовых и ремонтных услуг, известный в народе как "муж на час", в Барнауле находится в довольно "диком" состоянии: на нем работают десятки бригад и индивидуальных предпринимателей разной степени добросовестности. Два месяца назад в городе появилась компания "Единая городская служба услуг", руководитель которой ставит задачу — стать своего рода оператором квалифицированных бригад и создать цивилизованные отношения в цепочке "клиент — исполнитель — оператор".
Ремонт жилья.
Дмитрий Лямзин
"Единая городская служба услуг" была задумана как бизнес, который потребует минимальных вложений и принесет быструю отдачу.
В газетах можно найти огромное количество объявлений об услугах отделочников, грузчиков, слесарей, электриков, но выбирать приходится вслепую, на свой страх и риск. Мы решили создать фирму, которая поможет жителям Барнаула подобрать квалифицированных специалистов для выполнения разовых работ. Мы обеспечиваем заказами профессионалов, с которыми сотрудничаем, и отвечаем за качество их услуг.
В Барнауле уже несколько лет развиваются фирмы, работающие в формате "муж на час". В справочных системах "Дубль-Гис", а также в сети Интернет десятки телефонов таких компаний. По словам Алексея Павленко, "Единая городская служба услуг" намерена отличаться от других более широким спектром оказываемых услуг. Одним из направлений работы могут стать клининговые услуги. На такие мысли предпринимателя натолкнул один из недавних заказов — в службу обратилась женщина с просьбой помыть ей кухонный гарнитур. Услуга нетипичная, но фирма смогла найти работницу, которая согласилась выполнить этот заказ.
Впрочем, основная сфера деятельности компании — это все-таки текущий ремонт и отделка помещений любой степени сложности, электротехнические и сантехнические работы. В перспективе фирма, по задумке ее создателя, может открыть даже собственный магазин стройматериалов. "Бригадам, которые с нами работают, мы будем продавать необходимые стройматериалы с хорошими скидками, это будет выгодно как профессионалам, так и нашим заказчикам", — пояснил директор "Единой городской службы услуг".
Схема работы компании проста. Заказ от клиента поступает диспетчеру, который передает его исполнителю. Если заказ предполагает сложные виды работ, к клиенту выезжает сметчик, который составляет калькуляцию, затем составляется договор на выполнение услуг. В случае когда речь идет о серьезных суммах, компания может потребовать предоплату. Ее размер варьируется от 20 до 70% от стоимости заказа. Частные клиенты платят за услуги непосредственно в офисе компании, юридические лица перечисляют деньги на счет фирмы. Бригады и специалисты, с которыми сотрудничает фирма, получают долю, размер которой оговаривается в договоре подряда.
"Мы работаем только "вбелую", и это служит своего рода страховкой от недобросовестности со стороны клиентов, — утверждает Алексей Павленко. — Недавно с нами произошел такой случай: за услуги бригады не расплатился крупный клиент. Но люди не пострадали, поскольку со всеми исполнителями у нас заключены договоры подряда, и мы заплатили им установленный процент от стоимости заказа. А теперь добиваемся, чтобы заказчик перечислил нам деньги на счет".
"Очень трудно сказать, сколько серьезных фирм работает на рынке Барнаула, поскольку название "Муж на час" — это что-то вроде вывески "Ксерокопирование", — утверждает Александр Житлухин, технический директор компании "Муж на час". — Из-за кризиса люди уходят от крупных ремонтов, но потребность в услугах профессиональных сантехников, электриков, плиточников по-прежнему высока. Думаю, что при всех трудностях у этого направления хорошие перспективы, но легальным фирмам приходится конкурировать с "серыми" бригадами".
Именно подбор бригад стал одной из проблем, с которой столкнулась начинающая фирма. "Первых специалистов мне порекомендовали знакомые, потому что работать с проверенными людьми — это гарантия того, что клиент останется довольным и расскажет о нас своим знакомым и родственникам", — заметил Алексей Павленко. Многие претенденты приходят по рекомендации либо предоставляют портфолио выполненных заказов. В числе главных требований — наличие всех разрешительных документов.
Многие управляющие компании недолюбливают фирмы, работающие в формате "муж на час", хотя работе не препятствуют. "Очень часто жильцы обращаются к услугам различных бригад и "профи". Среди них есть как квалифицированные специалисты, так и мастера-самоделкины, — утверждает Николай Федюшкин, генеральный директор управляющей компании "Мой дом". — Если компания оказывает качественные услуги, мы это будем только приветствовать. В прошлом у нас бывали случаи, когда нам приходилось переделывать чью-то "гениальную" работу. Для того чтобы делать текущий ремонт, фирмам не требуется лицензий. Но если задуматься: чем капитальный ремонт отличается от текущего? Только формулировками в договоре. Между тем при установке новой сантехники в квартире меняют до 70% труб. Я считаю, это уже как раз капитальный ремонт, который должны делать только профессионалы".
Мы не можем запретить нашим жильцам пользоваться услугами сторонних бригад. Но если жильцы вызывают какую-то фирму и звонят нам с просьбой отключить стояки, мы настаиваем на присутствии наших специалистов во время приемки работ.
"В нашей практике было несколько случаев, когда нам приходилось переделывать работу за мастерами из ЖЭУ. Кроме того, мы не заставляем клиентов ждать в течение дня, а договариваемся о визите специалиста в удобное время", — привел встречный аргумент Алексей Павленко.
От 30 тыс. до 50 тыс. рублей составляет месячный заработок "мужа на час" в Москве.