За старое авто россиянам предложат сертификат на 50 тысяч

декабрь 2, 2009

В 2010 году в ряде регионов начнется пилотный проект по утилизации автомобилей старше 10 лет. При сдаче машины в утиль потребитель получит сертификат на 50 тысяч рублей, который сможет использовать в качестве доплаты за новое авто отечественной сборки. Насколько эта мера полезна для потребителей и поможет ли она российскому автопрому? Об этом рассуждают участники очередного "Дискуссионного клуба".


Михаил Хаустов

В чем ошибка Путина?

Виктор Клепиков,
председатель Федерации автомобилистов России:

Программа по утилизации может быть полезна и потребителям, и предприятиям. Но у меня сразу возникает вопрос: почему этого не сделали раньше?

Какой был смысл в поддержке АвтоВАЗа, который, по сути, давно является частным предприятием? Почему наши налоги должны идти на помощь его владельцам? Бюджетные деньги пустили на покрытие их долгов. Какую пользу от этого получило население России?

На сегодняшний день спасать автопром, используя государственные деньги, нет смысла. Его надо либо продавать, либо приглашать менеджеров, которые могут работать эффективно. Ну а то, что делает наше правительство, эффекта не принесет.

Поэтому изначально надо было не вкладывать миллиарды в АвтоВАЗ, а направлять деньги на поддержку конечного потребителя. Если бы у нас действовали, как в Европе, где изначально поддерживали покупателей, то продажи машин в России могли быть куда выше, чем сегодня.

Мера по стимулированию покупки новых автомобилей взамен сдаваемых на утилизацию сама по себе интересна. Я являюсь председателем гаражного кооператива, поэтому знаю, какие экземпляры пылятся в гаражах автовладельцев. Старых автомобилей на руках сейчас довольно много. Естественно, раритетные машины никто не отдаст. Но если автомобиль можно продать всего за 20–30 тысяч, то почему бы его не сдать и не получить сертификат на 50 тысяч? Если эта программа будет сочетаться с льготным кредитованием, то вполне может сработать. Если бы еще не поднимали цены на отечественные автомобили, то мера вообще была бы отличная.

Но повторюсь, правительство слишком запоздало с подобной программой. И еще смущает размер компенсации – в Германии за утилизацию выплачивали 2,5 тысячи евро. А россий­ские 50 тысяч рублей – это насмешка над населением.

В схеме много белых пятен

Александр Михельсон,
главный редактор журнала "Авторынок":

Подобная мера может дать эффект. Это доказал опыт европейских стран, где похожие программы хорошо сработали. В Германии эффект вообще был колоссальным: когда во многих странах продажи автомобилей падали, у немцев был рост в 40%!

Но нам такого роста ждать не стоит. Почему? Во-первых, вызывает вопросы сумма компенсации. Возьмите газету с объявлениями – машин, которые продаются дешевле 50 тысяч, очень мало. Смущает и экономическая среда – для кого это все делается? Ведь человек, который ездит на автомобиле дешевле 50 тысяч, имеет такую машину не от хорошей жизни. Сертификат за утилизированное авто можно использовать только как доплату при покупке машины, которая обязательно должна быть новой. А цена той же "Калины" стартует с 250 тысяч рублей. Найдутся ли такие деньги у человека, эксплуатирующего старый автомобиль?

Другой нюанс – российский бюрократизм. Программа есть, но ее механизм прописан на слишком общих условиях. Пока в схеме много белых пятен: кто будет выдавать сертификат? Каков порядок его обмена? Есть неясности и для дилеров: допустим, они будут принимать сертификаты к оплате, но кто, когда и в каком размере вернет им за это деньги? С похожими проблемами дилеры столкнулись при реализации программы льготного кредитования.

Поэтому серьезного влияния на рынок это не окажет. Если бы сумма была больше, а правила четче, то, возможно, можно было бы ожидать другого эффекта.

В остальном же программа по утилизации достаточно позитивная. Кроме стимуляции к покупке новых автомобилей, она решает еще несколько задач. Во-первых, утилизация старых автомобилей должна позитивно повлиять на экологию.

Во-вторых, эта мера очистит российский рынок от старых автомобилей. До введения за­градительных пошлин отечественный рынок авто был преимущественно ввозным. Теперь благодаря пошлинам у нас формируется собственный вторичный рынок, и это хорошо. Мы больше не везем хлам со всего мира – вместо этого оборот происходит внутри страны. От этого хорошо всем: дилерам, производителям и людям, которые покупают автомобили с понятной историей.

Что надо запретить правительству?

Александр Токарев,
декан автотранспортного факультета АлтГТУ:

Боюсь, что это очередная пропагандистская шумиха, которая будет спущена на тормозах.

Мы еще нищие для того, чтобы заниматься утилизацией автомобилей. Да, финансы у государства есть. Но оказывать финансовую помощь предприятию и давать деньги населению – это разные вещи. АвтоВАЗ получил государственные средства для того, чтобы поднять предприятие на новый уровень. А вот к тому, чтобы подарить человеку 50 тысяч рублей за старый автомобиль, государство еще не готово.

Между тем потребность в утилизации постепенно появляется. Пока у нас автомобили на улицах не стоят, но через несколько лет это возможно. Россия все ближе к грани насыщения. Например, в Москве предел насыщения уже преодолен, – там несложно встретить старые брошенные машины во дворах.

Допустим, потребность в утилизации нарастает. Но возникает вопрос: кто будет этим заниматься? Что делать со старыми машинами? Отдавать их на разборку? Или на переплавку?

Не надо забывать, что утилизация – это трудоемкий процесс. В других странах есть соответствующая промышленная база, но мы технологически к этому не готовы. Посмотрите на зарубежный опыт – там специальное оборудование, которое прессует старые автомобили. А что мы будем делать? Закапывать? В реку бросать?

Пока такое ощущение, что программу содрали с зарубежных аналогов, но механизм не продумали.

Российские автозаводы таким проектом не спасти. Тут нужны другие действия. Какие? Первое – запретить правительству говорить, что у нас плохие автомобили. Пока пренебрежение к отечественному автопрому будет оставаться на уровне руководства страны, ничего не изменится. Второе – делать более качественные автомобили. Третье – делать их дешевле. Четвертое – повышать пошлины. Японцы избавляются от старых автомобилей и сплавляют нам как металлолом. Хорошо, что сейчас ситуация меняется.