Журналисты анализируют 20 лет сибирских независимых СМИ

декабрь 4, 2009

Поводами для конференции "20лет спустя: отсвободного слова – кновым медиа", которая в данный момент проходит в ИД "Алтапресс", стали:

Иосиф Дзялошинский расчитывает, что независимые СМИ - дело будущего, а не настоящего поколения
Дмитрий Никитин

Посмотреть фотогалерею на сайте.

Altapress.ru ведет онлайн-репортаж с конференции.

Выступление Иосифа Дзялошинского началось с большого скепсиса в адрес независимых СМИ в России. В презентации профессора Высшей школы экономики представлены факты, цифры и  России до сих пор не созданы условия для реализации гарантированных Конституцией прав граждан на свободу слова.

Иосиф Дзялошинский,
профессор Высшей школы экономики:

Журналистика, реклама, пропаганда и PR в современной практике тесно переплелись, они подменяют друг друга, используют методы друг друга и выдают себя друг для друга.

По мнению Дзялошинского, сложились три модели медиасферы, которые существуют одновременно - журналистика влияния, журналистика медиабизнеса и журналистика соучастия. Для первой характерно агрессивное продвижение чьих-либо интересов и ценностей, вторая ориентирована на получение прибылей, а третья представлена в основном регинальной и местной журналистикой, которая помогает другим людям решать их проблемы.

Исходя из этого разделения в России сейчас есть три профессии, которые называются одинаково - "журналист". Есть журналисты-пропагандисты, журналисты-шоумены и, собственно, журналисты, ориентированные на реальную жизнь людей.

Генеральный директор ИД "Алтапресс" Юрий Пургин напротив выразил оптимизм. История развития этого регионального издательского дома показывает, что баланс бизнес-подхода и реализации миссии независимой журналистики возможен.

.

Выступление Стива Баттри (Gazette Communication, штат Айова, США ), автора концепции C3 (Complete Community Connection), посвящего новой бизнес-модели для мультимедийных компаний. Простое копирование текстов из газет в Интернет изначально убыточно. Традиционные, унаследованные из прессы рекламные подходы не приносят той прибыли, которая позволяла бы развиваться медиакомпании сегодня. Необходимо кардинально пересмотреть сам подход к информированию аудитории.

Концепция C3 -  это переориентирование медиакомпании на "ответы на ежедневные вопросы пользователей/читателей". Что для аудитории действительно является главной новостью? Как газета (вне зависимости от носителя, на котором она доставляется) может регулярно информировать своих читателей по вопросам, волнующих их ежедневно? Для местного бизнеса также важно, чтобы газета стала не строкой расходов в их бюджете (размещение рекламы), а строкой доходов. Это возможно, если  будет предоставлять сервисы, помогающие напрямую соединять коммерческие организации и их клиентов. Это совершенно меняет отношения на информационном рынке региона.

.

Профессор Высшей школы журналистики ГУ ВШЭ Илья Кирия рассказывал о вещах глобальных - об изменении структуры собственности и проблемах концентрации капитала в условиях перехода СМИ на мультимедийные платформы. По его мнению,  далеко не факт, что стратегия слияния капитала разных компаний является эффективной. Конвергенция пользуется успехом у тех компаний, которые из маленьких вырастают в холдинги, а термин  "конвергенция" при слиянии больших компаний используются как ширма, для того чтобы продвигать какие-то иные цели.

Галина Коморникова,
директор издательского дома "БукЪвица", Бердск:

Конвергенция привела нас к слиянию газеты и сайта, причем сайт уже стал первичен. Главный плюс сайта - исчезла линия дедлайна, мы теперь рассказываем новости тогда, когда они появляются. По моему мнению, журналисты - это все, кто участвуют в создании контента. Нашей победой является то, что чиновники отвечают на вопросы гражданских журналистов. Утро чиновников начинается с прочтения нашего сайта, со знакомства с реальными мнениями реальных людей. Это замечательно.

Виктор Юкечев,
директор Института развития прессы - Сибирь:

"Народная журналистика" началась далеко не в XXI веке. "Сотрудником газеты может быть всякий, кто ей сочувствует; одни могут принести статьи, другие же, и их большинство, пусть сообщают в газету факты, указывают вопросы, дают предложения, не заботясь о том, что они могут быть нескладно изложены; облечь их в литературные формы есть уже дело редакции, которое она и исполнит, насколько сумеет", - писала "Сибирская газета в 1881 году. С появлением блогов классическая журналистика потеряла свое главное преимущество – монополию на публичность высказывания. Независимые Интернет-игроки, одиночки, работающие дома, победили "большую" прессу.

Татьяна Магера,
заведующая учебной частью Высшей школы журналистики ГУ ВШЭ:

В "мультимедийные" времена вопросы обучения и повышения квалификации становятся одними из основополагающих. Проводятся различные семинары и сезонные школы, где специалистов, ориентированных на выполнение определенных обязанностей, обучают непривычным для них видам мультимедиа. В рамках школ читаются лекции, организовываются игры, дискуссии, практические занятия, а также практикуется работа в команде, что позволяет обмениваться опытом. Обучение может проходить как на рабочем месте и занимать четыре дня, так и длиться от девяти месяцев до двух лет. В подобных семинарах важно участие не только сотрудников, но и руководителей. Если руководитель не будет понимать, что делают его сотрудники, то проведение различных мероприятий бесполезно.

Организаторами мероприятия выступают: Институт развития пресс - Сибирь, ИД "Алтапресс", Союз журналистов РФ при поддержке Европейской комиссии и IREX-media.