декабрь 7, 2009
Удивительные зачастую бывают совпадения в нашей жизни. В тот день, когда Владимир Путин во время "прямой линии" объявил стране, что пик экономического кризиса пройден, коллектив рубцовского завода "АлтТрак" распространил открытое письмо Дмитрию Медведеву с требованием скорее отправить в отставку премьер-министра и правительство как неспособных "решать те проблемы, которые стоят сегодня перед Россией".
Конечно, никаких отставок не последует. До 2012 года еще далеко, ВВП и ДАМ прекрасно знают об этом и пока стараются прилюдно демонстрировать некое подобие единства. Но, возможно, мы становимся свидетелями нового социально-политического тренда: попавшие в беду из-за кризиса люди начинают воспринимать десятилетие Путина как период, когда "ничего не было сделано по кардинальной модернизации экономики страны". Открытое письмо рубцовчан — это не просто жест отчаяния. Ведь в коллективном послании досталось, в общем-то, и президенту ("ответ вашей администрации на второе обращение рубцовчан о том, что оно направлено в администрацию Алтайского края, на наш взгляд — это фикция и издевательство"). Но если на Медведева работники "АлтТрака" еще надеются, то на человека, который пашет как "раб на галерах", — уже нет.
Но почему-то я уверен в том, что ни Путин, ни Медведев в ближайшие дни в Рубцовск не приедут. Открытое письмо заводчан никому не поможет. А еще одно Пикалево на юге Алтая вряд ли повторится, поскольку на рубцовской ситуации политических вистов никто, кроме коммунистов, не в состоянии сегодня набрать. Все потому, что конфликт возник не по вине различных бизнес-структур, как это было в Ленинградской области. Это в Дерипаску можно было гневно кидаться ручкой, а олигархов пожиже разводить по углам и таскать за волосы. За разорение "АлтТрака" государству придется выпороть не только собственника предприятия, но и самое себя. За непродуманную промышленную политику последних лет, за недальновидное использование накопленных резервов, за слабость на международной арене, если никакие переговоры на высшем уровне не могут заставить азиатских партнеров покупать Т-402.01.
Тем не менее работники завода предлагают в письме свой план спасения. Он очень простой на первый взгляд и в то же время вряд ли осуществимый. Инициаторы послания президенту считают, что необходимо стимулировать традиционный среднеазиатский рынок сбыта (а именно — "целевым образом профинансировать Узбекистан, Киргизию, Таджикистан и Туркмению на приобретение техники "АлтТрака"), запустить лизинговые механизмы внутреннего рынка ("путем увеличения уставного капитала "Росагролизинга" и "Россельхозбанка" и целевым образом на приобретение новой техники "АлтТрака"), модернизировать отечественное сельхозмашиностроение, снизить стоимость кредитных ресурсов, прекратить уголовное преследование топ-менеджеров, что задерживают зарплату более двух месяцев. Все это можно было бы выполнить в отдельности. Но для реализации всех пунктов плана у работников "АлтТрака" нет времени, а у государства — средств. К тому же авторы письма не указали, на мой взгляд, самого существенного. Того, что их многострадальный трактор способен хоть как-то конкурировать с лидерами современного мирового рынка. Если об этом не пишут, значит, сами в нем не уверены.
По правде говоря, я плохо понимаю, как можно спасти предприятие, у которого на начало 2009 года одних только долгов по налоговым платежам с учетом пени и штрафов было 1,426 млрд. рублей. Это официальные данные краевой налоговой службы, и вряд ли за прошедшее время они изменились в лучшую для "АлтТрака" сторону. При заявленной стоимости одного трактора $ 52 тыс. заводу нужно иметь гарантированный сбыт примерно в 1000 тракторов ежегодно. И только для того, чтобы рассчитаться с бюджетом. Поэтому я не вижу и не понимаю перспектив "АлтТрака". Об этом нужно честно сказать.