декабрь 7, 2009
Андрей Щукин, лидер регионального отделения ЛДПР и депутат АКЗС, фигура одиозная на политическом поле края. Он не скрывает, что однажды занялся политикой, чтобы получить хорошее предложение по работе. Сегодня набравшийся политического опыта "жириновец" говорит о том, что готов занять пост социального вице-губернатора.
Андрей Щукин, депутат АКЗС.
Олег Богданов
— Андрей Евгеньевич, на недавнем съезде "Единой России" спикер Госдумы Борис Грызлов назвал ЛДПР "звенящей пустотой". Многие воспринимают ваши выпады против краевых властей примерно так же. Вас не возмущает такое отношение?
— Конечно, я не согласен с мнением инженера Грызлова. Напомнить ему хочу, как он три раза продавливал транспортный налог и как потом, когда пришла команда сверху, его развернуло на 180 градусов в этом вопросе. Нужно быть последовательным в своих словах, поступках и оценках. Конечно, мы не пустота. Мы реальная оппозиция. Не оголтелая, а конструктивная. Если мы начинаем бить власть по какому-то вопросу, то у нас всегда есть вариант решения. В отличие от наших коллег-коммунистов, которые критикуют просто потому, что они красные, как пожарная машина.
— Но конструктивной оппозицией видит себя и "Справедливая Россия"…
— "Справедливая Россия" — это филиал "Единой России". Туда попали те, кому не хватило места в партии власти. "СР" будет всегда поддерживать "единороссов". Что касается местного отделения, то, может быть, некоторые его лидеры и хотели бы поиграть и присоединиться по ряду вопросов, например, к нам. Ими предпринимались попытки проявить самостоятельность, но они жестко пресекались. У них строго выстроенная вертикаль, которую в крае контролирует депутат Госдумы Терентьев.
— Вернемся к вашим последним заявлениям. При обсуждении бюджета в АКЗС вы высказались против работы в крае телеканала "Катунь 24". Что конкретно вас не устраивает?
— Вкладывая в этот проект 52 млн. рублей, власть тратит деньги на себя. Я же считаю, что нужно просто хорошо работать. У нас достаточно телеканалов, которые могут освещать действия власти. Это первое. Второе. Я знаю многих журналистов, которые трудятся в "Катуни 24". Они мне говорят прямо: "У нас канал губернаторский. Мы показываем только партию власти и то, как хорошо у нас работает администрация". Нас они не показывают.
Далее. Борис Ларин (вице-губернатор. — Прим. "ВД") говорил, что администрация проводила опрос, итоги которого показали — население не сможет жить без этого канала. Это, конечно, полный бред. Говорилось также о том, что запуск "Катуни 24" связан с переходом России на цифровой формат вещания. Но первый мультиплекс будет включать в себя восемь каналов, которые уже идут, плюс два радиоканала. Второй мультиплекс будет формироваться на конкурсной основе. Нет никакой необходимости в этом канале. Еще один момент — совершенно непонятно, где "Катунь 24" вещает: где-то идет, где-то нет. Деньги на ветер. Канал нужно ликвидировать.
— Вторая ваша претензия была по поводу того, что тратятся серьезные суммы на участие делегаций края в международных выставках.
— Это просто кощунство! Потратят 30 млн. рублей на выставку во Франш-Конте, а толку не будет. Торговля с Францией составляет 0,2% от общего объема внешнеэкономического товарооборота края. Я Притупову (Владимир Притупов — финансовый вице-губернатор. — Прим. "ВД") говорю: "Вы эти 30 млн. зароете и не отобьете их, даже в ноль не сработаете. Никакие буржуйские, в том числе французские, инвестиции не помогут вам это сделать". Я ему сказал: "Вы в 2010 году все равно на выставку съездите, потратите деньги. До марта 2012 года я буду депутатом. Если до этого времени годовой оборот с Францией хоть раз составит 90 млн. рублей, я встану перед вами на колени на сессии и скажу, что был не прав". Но он же лучше меня понимает, что этого не случится!
Кроме того, на выставки везут непонятно кого. 40 человек — творческий коллектив. Прекрасно погуляют. Как Прохоров в Куршавеле. Но он-то на свои деньги. На "Зеленую неделю" ездили. Зачем? Понятно, зачем туда отправляются коммерсанты. Они едут за свой счет, налаживают деловые контакты. Но зачем едут чиновники за счет бюджета? Погулять. В настоящее время это выглядит как пир во время чумы. Что в этой ситуации нужно сделать губернатору? Всего-то набраться политической воли и сказать: "Уважаемые французские партнеры, у нас сложная ситуация. Давайте предварительно перенесем участие в выставке на 2011 год".
— То есть вы предлагаете некоторое время вообще никак не продвигать Алтайский край?
— В выставках участвовать нужно, и представителям власти в том числе. Но как? Пусть приезжает чиновник на "Зеленую неделю" и говорит: "У нас вот такое население, зарплата самая низкая в Сибири. У нас люди вот за такие деньги будут работать". Приходи, что называется, буржуй большой и маленький: вкалывать за такую зарплату в европейской части России никто не согласится. Надо минус превращать в плюс. И в выставках должны участвовать один-два человека — специалисты, которые способны внятно объяснить преимущества региона и провести презентацию. Надо ездить и на региональные выставки: на Север, на Дальний Восток, они уже являются нашими потребителями — заключать прямые договоры на встречный товаропоток.
— В АКЗС был большой резонанс в связи с принятием поправок в краевой закон, предусматривающих отмену выплат депутатам, покинувшим зал во время сессии. О каких суммах идет речь?
— Есть компенсация на депутатскую деятельность — 11 тыс. рублей в месяц. Вот этой суммы и собираются лишать тех, кто уйдет с сессии в знак протеста. Но нас эта мера не испугает, если необходимость возникнет. Думаю, коммунистов тоже. Я как депутат не умру с голоду без 11 тыс. На то, чтобы кормить семью, я зарабатываю в другом месте.
— А чем вы зарабатываете?
— Я являюсь наемным менеджером в компании "ТК "Весттрейд". Мы производим запчасти и комплектующие к отечественной сельхозтехнике. Моя задача — заниматься реализацией. Также я на 0,5 ставки работаю в АлтГТУ им. Ползунова старшим преподавателем кафедры правоведения и политологии.
— Бизнес и политика для вас — разные направления деятельности. Или случается, что они пересекаются?
— Я разделяю эти направления. Но они все равно бывают взаимосвязаны. Моя публичность иногда помогает решать какие-то вопросы в бизнесе. Но есть стойкое, постоянное недовольство моих работодателей тем, что я много времени уделяю политике в ущерб своим профессиональным обязанностям. Я с ними полностью согласен, буду стараться успевать везде.
— А их не ущемляют в бизнесе из-за того, что вы оппозиционер?
— Нет. Какого-то давления на руководителей фирмы из-за моей политической деятельности не оказывается. И думаю, не будет. Мы не являемся крупным предприятием. Да и учредителей моих еще найти нужно.
— Это была принципиальная позиция — не совмещать посты лидеров краевого отделения и фракции в АКЗС?
— Да, потому что функции разные. Руководителю фракции приходится посещать различные совещания в Заксобрании, на него ложится много работы с документами. Елена Викторовна (Клюшникова. — Прим. "ВД") справляется с этими обязанностями лучше, чем я.
— Почему с этого поста ушел Армен Шагинян?
— Он ушел после того, как мы сорвали сессию. Я думаю, он понял, что его представления о поведении депутатов, входящих во фракцию ЛДПР, разошлись с нашими. Шагинян — очень грамотный человек, хороший менеджер. Он гибок, дипломатичен. Здесь, на Алтае, он пытался со всеми политическими силами найти точки соприкосновения. Мы, наверное, немножко другие — прем, как танк. Мы не такие компромиссные люди.
— Вы не жалеете о такой позиции?
— Нет, это наш шанс.
— На что?
— Что нас заметят. Что заметят конкретно меня. Вообще, зачем я полез изначально в политику? Для того чтобы получить интересное предложение от потенциального работодателя. Ну, а потом закрутило, понесло. Если мы не будем ничего делать, то кому будем нужны? Не стесняюсь говорить, что готов к предложениям и к государственной службе. К примеру, увольте Черепанова, поставьте меня на место вице-губернатора, и социальная политика в крае будет другой. Это, конечно, расстрельная должность. Но на этом месте должен быть человек, который говорит правду — и первому лицу, и народу. Процитирую в связи с этим другого вице-губернатора, Якова Ишутина: "Сколько денег — столько и песен". Народу надо это объяснять. Многие социальные взрывы происходят потому, что людям никто толком не объясняет непопулярные меры.
— Как вы оцениваете эффективность ваших высказываний? Тема бессилия малых фракций не раз поднималась в этом году. Вам остается, извините, только лаять на караван?
— Нам приходится не просто лаять и быть конкурентоспособными. Мы и члены других малых фракций, я считаю, образованнее, умнее, креативнее, чем представители партии власти. Мы вынуждены быть таковыми. В малых фракциях есть очень грамотные специалисты. В КПРФ – Игорь Вольфсон. У нас Елена Клюшникова – один из самых грамотных экономистов в крае. В "СР" есть предприниматели, которые самостоятельно построили свой бизнес, добились результатов: Юрий Матвейко, Олег Прохода.
Об отношениях с "единороссами"
— С большинством из них я общаюсь на уровне "здравствуйте — до свидания": нет повода обсуждать с ними неполитические вопросы. К части из них я отношусь уважительно, понимаю, что они просто встроены в систему. Многие "единороссы" — здравомыслящие люди. По той же теме выставки во Франш-Конте набралось 23 человека, которые проголосовали против решения властей. Ведь это же не только оппозиция. Люди понимают, что я стараюсь не быть голословным. Гавкнуть, чтобы просто гавкнуть, — это несерьезно. Если уж "мочить", то по существу.
Об общении со СМИ
— Я стараюсь обыгрывать своих политических оппонентов. Они себя считают великими, обложились секретаршами. До них сложно достучаться. А я всегда готов ответить на вопрос любому журналисту. Даже когда за рулем еду. Даже если, извините, в туалете сижу, все равно даю комментарии. Телефон у меня круглосуточно включен.
О подготовке к следующим выборам
— Проснулись мы 3 марта 2008 года и начали к ним готовиться. Нас мало, нам приходится работать. Свою функцию мы выполняем. Главное, чтобы это была не функция моськи, лающей на слона. Скорее, функция щуки, которая карасю дремать не дает. К моей фамилии это хорошо подходит.
О назначении главным "жириновцем"
— Неожиданным это решение для меня не было. Вопросы мне задали месяца за два-три до утверждения. Когда мой предшественник Владимир Семенов в 2007 году стал депутатом Госдумы, на него большая нагрузка легла в парламенте. Все медийные контакты в крае и так были уже замкнуты на мне.
Андрей Евгеньевич Щукин родился 13 июля 1968 года в Яровом. С 1989 по 1997 г. получил несколько рабочих специальностей, трудился на различных предприятиях. В 1997 году стал экономистом в российско-немецком предприятии "Багерма". В 2002 году вступил в ЛДПР. С 2003 года — заместитель директора в торговой компании "Весттрейд". В 2004 году организовал и возглавил пресс-службу регионального отделения ЛДПР. В 2005-м окончил Российскую академию труда и социальных отношений (юриспруденция). Заочно получает второе высшее, экономическое, образование в АлтГТУ. В марте 2008 года был избран по партийному списку в АКЗС. В декабре 2008 года вошел в рабочую группу Общественной палаты Алтайского края. По итогам прошлого года вошел в региональный состав "Кадрового резерва — профессиональной команды страны" под патронажем партии "Единая Россия". С 23 мая 2009 года является руководителем регионального отделения ЛДПР. Женат, воспитывает сына и дочь.