декабрь 5, 2009
4 декабря в Барнауле состоялась конференция "20лет спустя: отсвободного слова – кновым медиа". Юрий Пургин, генеральный директор ИД "Алтапресс", ответил на вопросы о будущем журналистики и медиа, а также рассказал о том, как ИД "Алтапресс" использует кризис для развития своих проектов.
Юрий Петрович, как вы думаете, российские СМИ пришли к идее мультимедиа из-за кризиса?
Новый мир приемлет новые техники и новые коммуникации, и игнорировать их - значит остаться за бортом процесса коммуникации с обществом. У российских СМИ просто нет другого выбора. Мировой экономический кризис и кризис информационных медиа ускорил процесс перехода к новым технологиям в области СМИ. Прогресс в коммуникации говорит нам, что мы сами должны очень быстро меняться. Если мы не изменимся вместе с миром, то мир забудет про нас.
Повлиял ли кризис на Издательский дом Алтапресс, если да, то как?
Безусловно, кризис повлиял на Издательский дом, но в основном позитивно. Во-первых "Алтапресс" усилил свои рыночные позиции. Во-вторых, мы смогли ускорить переходный процесс перестройки компании и найти стратегические подходы, помогающие компании развиваться в ближайшем будущем. Что касается негативных последствий, то серьезное падение рекламы заставляет нас притормаживать проекты, которые могли развиваться более динамично, если бы у нас на это были ресурсы.
Сейчас мы готовы во много раз увеличить инвестиции в различные перспективные для нас области, но кризис не дает нам этого делать. Поэтому мы будем двигаться постепенно, шаг за шагом. Понятно, что из-за кризиса страдает вся компания: страдают журналисты, генеральные директоры. Некоторые люди находятся под угрозой сокращения. Будет ставиться вопрос о существовании проектов, которые не приносят прибыль. Конечно, времена суровые, но во время суровых времен выковывается закаленная, сильная, мощная компания. Что с нами и происходит сегодня.
Как вы считаете, нужна ли российским СМИ "дискуссионная журналистика"?
Журналистика сама по себе есть некая дискуссия. Ведь серьезная журналистика - это обращение к обществу, получение обратной связи от него. Общение является основной составляющей журналистского труда. Это включает в себя коммуникацию, дискуссии. Проблема российских СМИ в том, что в них небольшое внимание уделяется мнению читателей. Мы же стараемся этого избежать, создавая дискуссии в разных слоях общества. Потому что только так можно создать активное гражданское общество.
Как вы относитесь к "народным журналистам"? Считаете ли их необходимыми СМИ?
Журналистика не связана, либо связана в наименьшей степени с личным мнением. То, что называется "народной журналистикой" - это сплошное личностное мнение.
Последним веянием в сети стало ведение блогов. Считаете ли вы это журналистикой, и как работать с информацией блоггеров?
Ведение блогов не является журналистикой. Это большая ошибка, что этот коммуникационный процесс называют журналистикой. Его надо называть дневниками и общением в дневниках. Сейчас появился способ быстрого распространения "разговоров на кухне, в трамвае", появились коммуникации, которые делают общение быстрым. Я считаю, что это не журналистика, и я на этом настаиваю. Журналистика - это профессия, которая требует умения анализировать, грамотно излагать мысли, мнения, правильно препарировать факты общественной жизни и на основании этого преподносить обществу некую объективную информацию.
Получается такая ситуация, что сейчас с помощью новых технологий любой может стать производителем медиа. Не сотрется ли в таком случае грань между потребителем и производителем информации?
Блоггеры или так называемые "народные журналисты" не имеют отношение к журналистике. Просто они опередили традиционные медиа в освоении новой сферы. Когда традиционные медиа придут в эту новую сферу, они будут гораздо сильнее, мощнее, профессиональнее. И тогда станет видно, что блоггеры - это любительское увлечение. Если провести параллель из мира фотографии, то станет видно, что не все те, у кого сейчас есть цифровая камера, являются профессионалmysvb фотографами. Блоггеры и традиционная журналистика – это совершенно разные понятия, и не надо их смешивать.
Какие специалисты будут нужны "новым медиа"?
"Новым медиа" нужны такие же специалисты, как и старым. Но проблема в том, что в России мы так и не научились их готовить. Ни для старых медиа, не для новых. Необходимо просто научиться готовить профессиональные кадры. Специалист должен уметь работать как ручкой, так и камерой и пользоваться Интернетом. Если он не обладает подобными навыками, то он не является профессионалом. Набор требований постоянно меняется, а базовый набор остается неизменным. Это понимание профессиональной этики, профессии, журнализма, как такового. Плюс глубокое знание культуры.