декабрь 9, 2009
Каждому автомобилисту известно, что езда в холодное время года требует повышенной концентрации внимания, тщательного соблюдения скорости движения и осторожности. Водители с большим стажем делают это на автомате, а вот новичкам приходится на собственной шкуре испытать все сюрпризы зимнего вождения, ведь автошколы по непонятным причинам не включают в свои учебные программы прививание навыков контраварийной езды по скользкой проезжей части. Теория не в счет.
Чтобы хорошо управлять автомобилем на зимних дорогах, нужно знать некоторые нюансы.
Михаил Хаустов
Таким образом, зачастую, получив водительское удостоверение, новоиспеченные автомобилисты садятся за мощные, требующие специальных навыков и твердой руки машины.
Сегодня мы попытаемся восполнить пробел в знаниях новичков и расскажем о том, как отличается управляемость автомобиля в зависимости от типа трансмиссии, а также о том, какие следует предпринять приемы, чтобы стабилизировать теряющую управление машину.
Автомобили с классической компоновкой – когда мотор и коробка передач расположены спереди, а ведущие колеса сзади – наиболее подвержены потере курсовой устойчивости в поворотах. Достаточно во время маневра нажать на акселератор, как начнет развиваться занос. Естественно, бить по тормозам (как инстинктивно делает любой человек) и тем более по педали газа ни в коем случае нельзя. Во-первых, потому что, резко замедлившись, автомобиль может окончательно потерять правильную траекторию. А во-вторых, добавление тяги способствует избыточной поворачиваемости, что в большинстве случаев приводит к развороту. Как быть?
Лучшим будет в повороте – убрать ногу с педали газа и плавно повернуть колеса в нужную сторону. Пусть автомобиль лучше катится по траектории. Но если начал развиваться занос, то не забывайте о том, что резкость во время стабилизации заднеприводной машины недопустима. В противном случае может возникнуть хлыстовой эффект – машину начнет кидать из одной стороны в другую.
Но это еще не все проблемы, которые могут ожидать владельцев заднеприводных машин. Во время старта с места также нужно держать ухо востро. Дело в том, что легкая корма (в сравнении с передней частью) не в силах обеспечить нужное давление (сцепление) на колеса задней оси. Стоит резко нажать на акселератор, как автомобиль начнет вилять задом – успевай только отлавливать его.
Другое дело, если он оснащен системой курсовой устойчивости, тогда траекторные рысканья не страшны. Но и в этом случае не стоит полностью полагаться на электронику – законы физики еще никто не отменял и, налетев на большой скорости на обледенелый участок дороги, вы рискуете оказаться внутри неуправляемой машины.
Так что же, у заднего привода нет никаких преимуществ зимой? Конечно есть! Поняв машину и разобравшись в ее возможностях, приблизившись к пределу, водитель получит куда больше удовольствия от езды, нежели владелец переднеприводного авто. Главное всегда иметь холодную голову и твердый расчет, дабы не создавать опасных ситуаций во время движения.
Кроме того, задний привод в некоторых ситуациях зимой может здорово выручить. Взять, к примеру, трогание в горку. Если машина с приводом на переднюю ось не соизволит сдвинуться с места, то "классика" выполнит это упражнение с легкостью. Почему? А все потому, что тянуть гораздо сложнее, чем толкать. Не верите, попробуйте покатать ребенка на санках и вы поймете, о чем идет речь.
Основные преимущества автомобилей с переднеприводной трансмиссией – устойчивое движение при любых условиях и большая траекторная стабильность при выполнении маневров. Это стало возможным благодаря тому, что ведущие колеса еще и управляемые, а то, что они находятся спереди, позволяет им в буквальном смысле тянуть за собой всю машину.
"Переднеприводники" в гораздо меньшей мере подвержены заносу, а вот снос передней (более тяжелой) части – пожалуйста. Ничего не поделать: недостаточная поворачиваемость – конструктивная особенность подобных машин.
Как бороться со сносом? Как только водитель обнаруживает, что "передок" его машины начинает скользить на внешнюю обочину виража, необходимо довернуть колеса в сторону заноса, причем делать это нужно как можно плавнее. Одновременно с этим следует снять ногу с педали газа, чтобы колеса, перестав быстро вращаться, могли "зацепиться" за дорожное полотно.
Опасайтесь быстрой и резкой работы рулем, иначе машину начнет болтать по дороге, и в зависимости от амплитуды колебаний может развиться занос или вовсе разворот. Как и в случае с заднеприводной машиной, трогать педаль тормоза не нужно, дабы окончательно не потерять управляемость.
Как видите, с точки зрения управления "переднеприводники" более надежны и понятны (не нужно постоянно ожидать срыва заднего моста в занос). Таким образом, переднеприводной автомобиль менее требователен к мастерству своего водителя и прощает ему многие ошибки.
Что касается возникновения заноса, то его в любое время можно вызвать искусственно. Для этого нужно задействовать ручник, попутно вывернув передние колеса в сторону заноса, чуток добавить тяги и поставить колеса в положение "строго прямо". В некоторых ситуациях подобная способность "ломать" траекторию позволяет избежать, казалось бы, неизбежного столкновения. Но, прежде чем начать активно работать ручным тормозом, все-таки стоит попрактиковаться на закрытой площадке, чтобы понять предел поведения своего автомобиля.
Полноприводные машины – все равно что монолит. Сбить их с курса – задача не из простых. По крайней мере, если речь идет о езде в рамках ПДД. Основное достоинство подобных автомобилей заключается в том, что крутящий момент двигателя доступен любой из осей. Что в свою очередь означает более надежную и цепкую езду по скользкой дороге.
Но вместе с тем машины с колесной формулой 4х4 очень коварны. Однозначно сказать, как они проявят себя в тех или иных дорожных условиях, очень сложно. При этом если речь вести о честном полном приводе – когда тяга между осями перераспределяется в соотношении 50 на 50, то здесь все более или менее понятно. При возникновении сноса достаточно притормозить и, вывернув передние колеса в нужное направление, резко увеличить подачу топлива – машина сама себя вытянет.
А вот как себя проявят в аналогичных условиях автомобили, у которых величина крутящего момента между осями переменная, неизвестно. Например, на машинах концерна Volkswagen тяга по команде электроники распределяется в зависимости от коэффициента сцепления каждого из четырех колес с дорогой. Здесь остается только гадать, что ждет водителя – снос или занос. В общем, терять бдительности и хладнокровия не стоит.
Но по большему счету рядовой автомобилист при условии соблюдения скоростного ограничения вряд ли сумеет достичь той грани, когда колеса не в состоянии будут удержать машину на дороге.
Езда зимой существенно отличается от летней. Поэтому садясь в холодный период года за руль, не поленитесь уделить внимание следующим моментам.
. Понятно, что для безопасной езды зимой нужны соответствующие покрышки. Но мало кто знает, что их не нужно перекачивать, иначе уменьшится пятно контакта, а вместе с ним и сцепление. Лучше немного приспустить (недокачать) покрышки.
. Зимой ставить на "ручник" автомобиль нужно с особой осторожностью. В противном случае может возникнуть ситуация, когда колодки в задних тормозных механизмах примерзнут к дискам или барабанам, что воспрепятствует началу движения. Ладно, если машина переднеприводная – можно потихоньку доехать до асфальта и вырвать задние колеса из ледяных объятий. Но как быть владельцам прочих машин? Во-первых, нужно ставить машину на ровной поверхности. Во-вторых, используйте либо режим Parking (для автоматов), либо оставляйте автомобиль на передаче (в случае если у вас механическая коробка передач).
Также избегайте парковаться колесами в лужах. За ночь вода замерзнет и возьмет в плен ваш автомобиль. При попытке начать движение велика вероятность повредить шины.
. На скользкой дороге существенно увеличивается тормозной путь. Поэтому, чтобы не приехать в кого-нибудь, рекомендуем в два, а то и в три раза увеличить дистанцию. Особо опасные места – подъезды к перекресткам, подъемы и спуски. На них очень часто образуется ледяная корка.
. Сегодня на некоторых участках проезжей части стали применять пластиковую разметку (пешеходные зебры, прерывистые и сплошные линии). Она долговечна, что хорошо для дорожных служб (не требует частого обновления), но таит в себе опасность для автомобилистов. Дело в том, что на морозе пластик становится очень скользким, поэтому, наехав или резко повернув руль, на нем можно потерять управление. Будьте внимательны.