декабрь 10, 2009
На вездеходе "Трэкол" мы едем по полю. Нас совсем не трясет – так только, покачивает. Нам тепло, хотя снаружи метель и минус сколько-то: в вездеходе печка. "Вот бы на таком на рыбалку",– мечтает один из журналистов.
Эта машина – одна из тех, которыми оснащены мобильные бригады Западно-Сибирского предприятия Магистральных электросетей Сибири. 25 высоковольтных линий за Уралом после выхода из строя Саяно-Шушенской ГЭС попали под особый надзор: гигантские объемы электроэнергии поступают по ним теперь из Казахстана. Еще бы: объем выпавшей мощности– 6 гигаватт. Алтайскому краю хватило бы лет на 10.
Электромонтер.
Олег Богданов
Мы стоим у щита диспетчерского управления подстанции "Барнаульская" – в самом сердце алтайской энергосистемы. "Сердце" – это потому, что именно отсюда ток бежит по проводам в Барнаульский и Бийский энергоузлы – к главным потребителям электричества в крае.
На подстанции "Алтай" меня предупреждают: "Держитесь подальше от ключей управления!" Делаю шаг в сторону. "Вот эта маленькая кнопочка – ключ, а по сути – выключатель. Им можно отключить электроэнергию из Экибастуза. И почувствуют это потребители не только в крае, еще и Кузбасс прихватим", – Валерий Павлов, директор Западно-Сибирского предприятия МЭС Сибири, похоже, не шутит.
Эти подстанции, на которых мы, журналисты краевых СМИ, сегодня гости, работают лет 30, чуть больше. С тех пор, как в крае началось развитие магистральных электросетей. Когда-то это было объединение "Дальние электропередачи", заказчик строительства ЛЭП "Экибастуз – Барнаул". Сегодня – филиал Федеральной сетевой компании (ФСК ЕЭС). Задачи остались те же: поддерживать работу сетевых объектов включая линии, по которым "летает" электричество самого высокого напряжения, – 500 киловольт.
Из 25 линий, которые после хакасской аварии попали под особый надзор, две – на территории Западно-Сибирского предприятия МЭС Сибири. 530 км – это если сложить длину обеих.
"Наши мобильные бригады обязаны выехать „по первому свистку”, – объясняет Валерий Павлов. – ЛЭП нередко проходит в труднодоступном месте, потому и техника у нас соответствующая – вездеходы "Трэкол" (на нем-то мы и ездили. – Прим. Н. С.), тягачи, автомобили "Урал". С сентября закупили технику на 100 миллионов рублей, до конца года придет еще на 50".
Вообще, здесь почти все можно употреблять с приставкой "мега" ("миллион"). Даже цены на оборудование, и то "мегарубли". "Правда ли, – спрашиваю, – что новая подстанция стоит несколько сот миллионов?" "Что вы! Подстанция „Чесноковская” – это 1,3 миллиарда рублей. „Власихинская”, которая питает Барнаул, еще дороже – около двух миллиардов, на этой площадке, кстати, будет построена совершенно новая подстанция, она обеспечит Барнаул на годы вперед… Оборудование в энергетике дорогостоящее, часто импортное, Россия свое предложить не может. Опять же... Вот наш выключатель: его ежегодно выводить в ремонт надо. А взять выключатели международного концерна АВВ: техобслуживание им нужно через 10 лет. Ремонт через 20", – поясняет Павлов.
…Жизнь, понятно, трудно разделить на две части. Но энергетики все-таки делят: до аварии на "саянке" и после нее. Раньше немалую долю электричества поставляла на рынок эта ГЭС. Сейчас направление тока изменилось. "В Саяногорске рядом с ГЭС построен новый алюминиевый завод, – поясняет г-н Павлов. – Теперь электричество туда поступает с Экибастузских ГРЭС через наши линии и подстанции. И Алтай сегодня тоже сильно зависит от Казахстана".
2 млрд. рублей – таковы затраты на строительство новой подстанции "Власихинская".
На подстанциях Западно-Сибирского предприятия Магистральных электрических сетей (МЭС) Сибири напряжение понижают и "отправляют" по линиям дальше. Покупатель электричества у этого предприятия один: "МРСК Сибири" (ее филиал "Алтайэнерго").