декабрь 16, 2009
Мы, люди искушенные в путешествиях, хлебавшие полной ложкой и сладкий мед прохладного бриза на берегу горного озера, и горький деготь пыльной бури Гоби, много воспринимаем как должное. Вы же не будете возражать, что это одно из наших преимуществ? Например, вечером озвучить идею, а утром следующего дня рвануть черт-те куда! Честно говоря, раньше у нас просто не было времени на осуществление этого проекта. Однако, идея, высказанная вслух, уже наполовину материальна. И пока одни тряслись и пылились на своих маршрутах, другие потихоньку делали своё дело. А именно – занимались переделкой, модификацией и прочей фигней, которая должна из нашей российской табуретки УАЗ слепить нечто пригодное для дальних путешествий. И вот что у них получилось:
Итак, что долго собираться: инструмент, котелки да остатки яств, которые остались ещё с летних туров. Да еще бутылку шампанского и большой флакон доброго коньяка – такие вещи всегда пригодятся в дальней дороге, хоть себя порадовать, хоть доброго гостя угостить. И не забыть главное – фотоаппарат со штативом! Будем снимать то, что увидим, есть, что дадут, пить, что из дома захватим.
За что я люблю Чуйский тракт, так за то, что он красив в любое время года. Вот даже в ноябре радует небо своей синевой и горы свежевыпавшим снегом. Чем дальше от дома, тем дороже будет и бензин. Понятное дело – цивилизация остается позади.
Конечно, при первой возможности, мы совали свой нос подальше от асфальта. В начале нашего путешествия мы сами искали броды в малознакомых местах, испытывали машины. Мы одно знали наверняка: настоящие трудности и сюрпризы ещё впереди. Экстрим – не зарплата, сам придет.
Наконец-то исполнится моя давняя задумка – пройти перевал Чике-Таман "Плоская подошва" старой дорогой. На перевал ведет живописный серпантин тракта, бывший некогда довольно крутым и сложным для лошадей, а позже для автотранспорта. Старый подъем видно, если присмотреться, залысины среди леса показываются изредка на склоне горного кряжа. Новая дорога, по которой ездят сейчас, была пущена в строй в 1984 году. Постепенно старая дорога пришла в запустение, ей пользуется только местное население, добираясь до своих пастбищ и зимовий. Летом перевал очень красив, ранней весной северные склоны перевала окрашены в нежно розовый цвет от зарослей цветущего маральника, а на южных склонах расцветают желтые алтайские тюльпаны. Сегодня черно-белый пейзаж наступающей зимы украсят наши оранжевые "апельсины".
Затратив немного времени на разбор завала, мы поднялись на седло перевала. Здесь вовсю сияло солнце и мы свалились вниз. В редколесье подошвы перевала снег был совсем нетронут, что доставляло особое удовольствие поколесить по снежной целине.
Часто проезжая по Чуйскому тракту у поселка горняков Акташ, я всегда косился в сторону Улагана. Те места красивы по особенному и там я провел немало памятных дней. Попутчиков уговаривать не
пришлось: кто же откажется "пошарахаться" на хороших машинах по красивым местам?! Итак, утром следующего дня мы нырнули в ущелье реки Чибитки. Вот и Красные ворота, на скале надпись, но не
спешите возмущаться, прочитайте и задумайтесь. Мы постояли под словами, сняв шапку, несколько минут.
И пусть вас не смущает свежая краска - это сын (глава районной администрации) до сих пор . Вот такая нехитрая история.
Перевал был совсем рядом – почему бы не прокатиться? Чем больше мы втягивались в задачи своей поездки, тем меньше обращали внимания на время. Воспоминания о хилом завтраке давно улетучились, про обед мы забыли, а про ужин думать пока было недосуг.
Красота зимних гор!.. В общем наш коллективный дух подавил индивидуальную плоть.
Конечно, как же не хлебнуть неприятностей, да ещё и по собственной воле? Захотелось сделать снимок замерзшего озера "первой свежести". Только съехали с дороги и попали в снежную яму. Казалось бы, снега там всего ничего, да болотистый грунт под снегом не промерз как следует и протекторы на колесах быстро замыливаются. В ход пошли и трос и лебедки. Солнце быстро падало за горы и ночевать среди заснеженной горной тундры не входило в наши планы, мы приложили усилия и выскочили на твердый грунт. Уже в темноте пришли в Курай, где нас ждала протопленная печь, которую мы немедленно заставили промокшей обувью.
Сегодня мы должны пересечь границу с Монголией. Мы её, конечно, пересечем, но ближе к вечеру. А сегодня нашей задачей будет Курайское взгорье. Здесь обалденные панорамы – вот истинный рай для фотографов! Если найдутся желающие потаскать свой кофр и штатив по этим местам, да ещё осенью – не пожалеют! Ныряя в заснеженные распадки, выглядывая путь среди гармонии горных складок, наконец, взбираемся на обзорную точку. Эй вы, люди городские!.. Оторвитесь от суеты, рядом с вами есть другой мир, другая реальность... Наверное, будет здорово, если летом поставить где-то внизу палаточный лагерь на берегу ручья, а самому взобраться повыше и встретить здесь рассвет или проводить солнышко. Слово даю, так и сделаю ещё в этой жизни!
Поглядываю налево: там где-то перевал Бугузун, куда будет проложен наш новый маршрут в Туву, к тундровым озерам истока Чулышмана. Чуйская степь сама по себе является отдельной темой – объехать её всю, посетить уголки с древними петроглифами, осмотреть маленькие и трогательные местные деревенские музеи, так и целый недельный тур получится! А пока мы мчим к границе, съехав с асфальта, чтоб нам и вам веселее было.
Бесснежная Монголия – идеальный полигон для джипинга. Просторы велики, грунт, как утрамбованный гравий, знай, поглядывай по сторонам. Это так новичок видит Монголию. Но мы то знаем, что такая дорожная идиллия заманит вас далеко в сторону и сразу окажется, что по прямой срезать невозможно, мешают мелкие овражки с отвесными ступенями, и приходится сворачивать назад к потерянной развилке еле заметной колеи.
Человек за рулем, впервые попавший на такую необитаемую площадь, где отсутствуют пространственные ограничения, где так явно ощущаешь, что вот она – свобода! – конкретно испытывает эйфорию.
Кульминацией нашей мини-экспедиции был штурм склонов вершины Сайр 3981 м. Нашей задачей было разведать подножье, подняться повыше и оценить тяговитость двигателей наших машин в условиях высокогорья. Мы выбрали не самый логичный путь (там можно было подняться и повыше), но самый очевидный. Итоги этой "вкусной" вылазки очень впечатляют: запас мощности у машин достаточный, подвеска просто замечательная, ну и мы, конечно, молодцы. Альтиметр показал высоту 3100 метров. По абсолютному бездорожью неплохой результат! Кстати, помните про флакон коньяка? Так вот мы там тоже про него вспомнили, отличный коньяк оказался!
Последнюю ночь в Монголии мы проведем на берегу реки Ховд – так мы решили ещё до выезда из Барнаула. Нам было о чем поговорить у костра: подвести итоги испытаний автомобилей, поговорить о планах следующего сезона.
Ужин из бараньей лопатки, запеченной в углях, не смогла испортить погода: подул ветер, неся песок нам на накрытый стол. Вы можете скептически улыбнуться, но, уверяем вас, что и в ноябре можно с удовольствием поужинать у костра. Дело было сделано, нас ждала дорога домой.
, .