декабрь 15, 2009
Краевой банковской системе удалось избежать потерь в результате повышения с 1 января обязательных требований к достаточности капитала банков. Что будет дальше, пока не ясно. Через год согласно законодательству капитал банков опять должен вырасти в два раза. А финансовые власти вынашивают планы, которые могут оставить за бортом рынка до 50% кредитных организаций.
О том, что с 1 января 2010 года капитал банков должен быть не менее 90 млн. рублей, было известно весь текущий год. Соответствующие поправки в закон о банках и банковской деятельности были приняты в начале года. В соответствии с ними же с 2012 года минимальный капитал банков должен составлять не менее 180 млн. рублей. На данный момент из семи банков Алтайского края не соответствуют первому параметру два, второму — три. Об этом рассказал начальник сводно-экономического управления ЦБ РФ по Алтайскому краю Тимур Сазонов. В России таких банков около сотни. Из них, по прогнозам Агентства по страхованию вкладов (АСВ), примерно 30 не смогут преодолеть необходимый рубеж по достаточности капитала и потеряют лицензии.
Хотя, несмотря на все предупреждения, банкиры не торопились наращивать капитал. С 1 мая по конец ноября полностью решили свои проблемы с законодательством только около 70–80 банков. Видимо, у многих была надежда на то, что, как у нас часто бывает, реализация этих мер будет перенесена, полагает Сазонов. "Мы помним 2007 год, когда для банков, не допускавших снижения собственных средств, были сделаны послабления. Была надежда и в этом году", — признает правомерность этой точки зрения председатель правления Народного земельно-промышленного банка (Бийск) Любовь Штукмастер.
В Алтайском крае оба пока не подходящих по величине капитала банка, похоже, сохранят свои лицензии. "У нас все получается. Часть капитала мы нарастим за счет вложений акционеров, а часть — с помощью субординированных кредитов. Сейчас вносятся изменения в устав", — говорит Любовь Штукмастер. Одним из основных акционеров этого банка является ФНПЦ "Алтай". "Нас эти изменения достаточно сильно напрягли. Мы работали полностью в соответствии с законодательством и считаем, что повышение минимального уставного капитала было нерациональным решением", — говорит председатель правления "Алтайбизнес-Банка" (Рубцовск) Елена Проскурина. Но и здесь собственники банка помогли ему выжить. "Сейчас мы проводим эмиссию акций, у нас появляются новые собственники. Это частные лица", — рассказала г-жа Проскурина. Их имен она не назвала. Сегодня банк входит в рубцовскую холдинговую компанию "Сибагромаш".
Вопросы по достаточности капитала к трем алтайским банкам (к двум вышеназванным добавляется "Тальменка-Банк") могут возникнуть уже через два года, когда планка будет в очередной раз повышена вдвое. Финансовые власти настроены серьезно, и переноса сроков не стоит ожидать. По словам Тимура Сазонова, прогнозировать, останутся ли не соответствующие будущим нормативам банки на рынке, сегодня достаточно сложно. Но, учитывая, с каким трудом они проходят первый барьер, сомнения в этом возникают, говорит он.
"Пока сложно заглядывать так далеко вперед", — говорит Елена Проскурина. С ней согласна и Любовь Штукмастер. "Пока акционеры идут мелкими шажками. И сказать, что нас ждет даже через год, крайне сложно", — говорит она.
Но в большей степени пугает банкиров не 2012 год, к наступлению которого они уже морально готовятся, а недавнее заявление министра финансов Алексея Кудрина, который пообещал через год внести законопроект, обязывающий банки повысить капитал за пять лет минимум до 1 млрд. рублей. По его словам, в результате этого число банков в России может снизиться с нынешних свыше 1,1 тыс. до порядка 500. Эксперты готовы даже повысить эту планку. По словам главного экономиста "Финам Менеджмент" Александра Осина, в этом случае отзыв лицензии рано или поздно грозит до 700 российским банкам. И в случае реализации "плана Кудрина" о помощи собственников придется задуматься большинству алтайских банков.
Желание консолидировать банковский сектор — давнее и достаточно устойчивое у финансовых властей, и всегда оно проводилось с помощью силовых приемов, напоминают эксперты. Причина как в недоверии к небольшим кредитным организациям, так и в сложности контроля за чистотой финансовых потоков. Кроме того, считается, что большое количество контрагентов на финансовом рынке разгоняет инфляцию. "Проблема в том, что чрезмерно длинные цепочки посредников, в том числе на кредитном рынке, в потребительском сегменте являются одними из основных источников повышенных инфляционных рисков российской экономики. К тому же более крупные структуры государству легче стимулировать и контролировать в целях активизации их бизнеса в реальном сегменте экономики", — полагает г-н Осин.
Небольшим банкам крайне обидно. "Когда мы смотрим различные рейтинги, публикуемые в журналах, нам становится себя жалко. Да, мы маленькие, но зачастую показатели эффективности бизнеса у нас лучше, чем у многих федеральных монстров", — говорит Любовь Штукмастер.
Одним из решений проблемы, которое сегодня активно лоббируется Ассоциацией российских банков (АРБ), может стать введение в законодательство понятия "региональный банк". В АРБ полагают, что многим банкам можно было бы предоставить такой статус, ограничив их возможности использованием при расчетах только национальной валюты и географическим ограничением деятельности. "Вполне логично ввести понятие регионального банка, определить его статус, чтобы он не претендовал на транснациональные рынки и работал бы в своем регионе или в соседних регионах. В США есть такое понятие. И это нормально", — пояснил президент АРБ Гарегин Тосунян.
У банкиров, правда, возникает много вопросов как относительно равноправия на банковском рынке, так и тех функций, которыми предполагается наделить регионалов. "С точки зрения логики отделение
региональных банков от остальной банковской системы особым статусом не совсем правильно", — высказывается
г-н Сазонов. "Мы работаем с валютой, у нас есть контрагенты за рубежом. Поэтому я не совсем согласна с предлагаемыми изменениями. Есть небольшие компании, для которых возможность банков
проводить валютные операции жизненно необходима", — говорит Любовь Штукмастер. Хотя и признает, что большинство небольших региональных кредитных организаций "не прыгают за
пределы своих регионов". "Вводить понятие регионального банка надо было раньше", — уверена Елена Проскурина. По ее словам, это было бы прекрасным решением проблемы повышения
достаточности капитала. А сейчас подобная постановка вопроса становится неактуальной, считает она.
Впрочем, если держать в голове планы Алексея Кудрина по очищению банковского рынка, то инициатива АРБ не совсем потеряла свою значимость. Пока возможность прохождения данных поправок в Госдуме экспертами оценивается как 50 на 50. "Полагаю, что на определенный период для адаптации региональных кредитных организаций к новым экономическим реалиям некоторое "смягчение" требований регуляторов к ним возможно, в том числе в силу изменения законодательства. Однако в целом стратегическое развитие российской банковской системы мне представляется связанным с ее консолидацией на базе крупных кредитных структур", — полагает Александр Осин.
Нынешней зимой финансовый рынок покинет минимальное количество банков. Но в будущем "зачищать" банковский рынок лучше все же не путем повышения требований, а с помощью стимулирования и создания условий для докапитализации небольших банков. Так считает президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян.
— В принципе, достаточно нормальная. Гораздо лучше, чем может показаться и чем иногда преподносят. Большинство небольших региональных кредитных организаций достаточно устойчивы, хотя их и напрягли требования иметь с 1 января 2010 года капитал в 90 млн. рублей. Но многие нашли ресурсы, докапитализировались. И я надеюсь, что подавляющее большинство из них преодолеет этот барьер и будет чувствовать себя еще лучше.
— Нет, это отнюдь не так. Центробанк ставит целью капитализировать банковский сектор путем повышения планки. Я не разделяю эту политику, так как от этого сама система не капитализируется, происходит только перераспределение ресурсов. Также я не разделяю тезис о том, что у нас много банков, потому что у нас есть дефицит банковских услуг и в первую очередь нужно преодолевать именно его. В то же время подстегивание инвесторов и банкиров, создание ситуации, когда они бы думали о докапитализации своих банков, тоже оправданно. Но более разумными методами, чем те, которые используются.
— Я не готов обсуждать новых Карлов Марксов и Фридрихов Энгельсов. Если они так считают, это их личное дело. Мое мнение такое: масштаб банка и масштаб бизнеса должны быть в определенной пропорции, и никогда нельзя рассчитывать, что крупный банк будет так же обслуживать клиента, как и малый, более близкий этому клиенту по масштабу. Региональные банки всегда будут работать в этом плане более эффективно.
— Я думаю, минимальное — пара-тройка десятков.
— Мы считаем, нужно максимально четко довести до властей ту мысль, что для обслуживания малого и среднего бизнеса нужны банки соответствующих масштабов. Для региональных банков мы, например, предложили сделать более мягкими нормативы резервирования, поскольку в совокупности они составляют не более 4% объема всей системы. А раз они такие маленькие, то давайте оценивать их риски как незначительные и предоставим им возможность развиваться.