А вы хотели бы прожить этот год еще раз?

декабрь 21, 2009

Уходящий год останется в памяти многих как весьма неоднозначный и противоречивый. С одной стороны, он был, безусловно, тяжелым, а для части бизнес-сообщества края — просто смертельным. В этом контексте можно вспомнить рекордно низкую цену на пшеницу у крестьян, возбуждение уголовных дел на руководителей строительных компаний, невиданный демпинг на туристическом рынке, наконец, закрытие ряда компаний. Но, с другой стороны, кому-то этот год подарил новые импульсы к развитию. Рост показала пищевая промышленность, довольно устойчиво чувствует себя продуктовый ритейл, подняли голову производители продукции эконом-класса. Да и личных свершений у представителей алтайского бизнеса наверняка хватало.

А вы хотели бы прожить этот год еще раз?

Сергей Сухотерин,
фермер (Шипуновский район):

Нет. Еще один такой год — и крестьянин будет на грани разорения. Зерно, которое мы вырастили, продали по себестоимости да еще и элеватору за хранение заплатили. Наработались, чтобы наработаться.

Петр Жук,
руководитель компании "Рынок" (Ключевский район):

Мы в этом году запустили крупный торговый центр. Это можно считать очередным подвигом, но смотреть я предпочитаю в будущее. Мы уже строим перспективу на следующий год: собираемся открыть большой мебельный торговый центр. Кризис не страшен, когда есть голова, руки и огромное желание.

Евгений Веркошанский,
председатель Совета руководителей малого бизнеса Косихинского района:

Нет, я бы не хотел. Для меня он был убыточным во всех отношениях. Пришлось ликвидировать свой торговый бизнес. Хотя, возможно, это откроет передо мной новые перспективы. Сейчас я рассматриваю различные варианты построения нового бизнеса в районе.

Наталья Черненок,
директор Новосибирского представительства тренинговой компании "Вакант":

Нет. Но не из-за того, что он был тяжелым. Действительно, мы боролись с демпингом конкурентов, искали соответствие новым реалиям, адаптировались к рынку. Однако мое мнение основано не на этом. Что прожито, то прожито, и не стоит жить в контексте прошлого. Необходимо двигаться вперед и развиваться.

Евгений Симашкевич,
директор завода "Победа":

Да, потому что уходящим годом я доволен. В кризис выживает сильнейший: в моей нише было 98 предпринимателей, сейчас осталось двое. Я выжил, и мне приятно ощущать это. Год был поучительный — мы стали сильнее, получили новых клиентов. Учитывая, что следующий год должен быть хуже текущего, я бы с удовольствием прожил 2009-й еще раз.