Антимонопольщики предлагают по-новому рассчитывать стоимость топлива

декабрь 25, 2009

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России на фоне многочисленных общественных волнений по поводу цен на топливо предложила нефтяным компаниям свой вариант формирования "честной" оптовой цены бензина и дизельного топлива. При этом ФАС настаивает на том, что отклонение реальной цены от рассчитанной по формуле не должно превышать 1–2%.

Антимонопольщики предлагают по-новому рассчитывать стоимость топлива.
Смоляк Евгений

Когда речь заходит об очередном росте цен на бензин, чаще всего звучит вопрос: почему страна-экспортер имеет более высокие цены на топливо, чем те государства, которые у нас эту нефть покупают? По данным, озвученным "на круглом столе", который 17 декабря провел Комитет по энергетике Госдумы РФ, средние цены на АЗС на высокооктановый бензин в первой половине 2009 года снижались на 1,2–1,5 рубля только после вынесения штрафов и других мер антимонопольной службы. Затем цена вновь шла вверх вслед за мировым рынком. "Стоимость топлива на заправках растет гораздо быстрее, чем снижается", – говорится в сообщении Госдумы РФ.

Вне конкуренции

ФАС на своем официальном сайте объясняет происходящее на рынке тем, что практически по всей территории России конкуренция на рынке нефтепродуктов недостаточна. Ее затрудняет сложность выхода на рынок новых игроков. При этом по закону государство не может регулировать цены на нефтепродукты, поскольку они формируются посредством рыночных механизмов.

Одна на всех

Федеральная антимонопольная служба предложила нефтяным компаниям унифицировать схему расчета цены на внутреннем рынке. Согласно предложенной формуле оптовая цена топлива в какой-либо точке России определяется вычитанием из котировки в ближайшем к конкретному нефтеперерабатывающему заводу (НПЗ) центре международной торговли (Роттердам, Сингапур, Средиземноморье) экспортной пошлины и стоимости транспортировки. Полученная цена переводится в рубли по текущему курсу, и к ней прибавляются стоимость транспортировки топлива от НПЗ, акциз и НДС. Допустимое отклонение от этой цены, по мнению ФАС, не должно превышать 1–2%.

Газета "Свободный курс" провела расчет по формуле, предложенной ФАС. По данным ведомства, ближайшим к Барнаулу референтным (работающим на внешний рынок) является Киришский НПЗ. В свою очередь, ближайшая к заводу биржа располагается в Роттердаме. Взяв показатели на 17 декабря, мы определили оптовую цену топлива и, пересчитав ее на литры с учетом розничной маржи в 30%, получили результат для бензина АИ-92 – 18,33 рубля за литр. При этом розничная цена на АЗС Барнаула 17 декабря составляла 21–21,5 рубля за литр.

Антимонопольщики предлагают по-новому рассчитывать стоимость топлива.
Смоляк Евгений

Розница довольна

Нефтяные компании считают, что использовать формулу можно, но прежде необходимо конкретизировать особенности поставки на внутренний рынок.

Аналитики информационно-аналитического центра "Кортес" считают, что как таковая формула пока носит общий характер. "Сейчас по формуле определяется „привезенная“ цена, то есть цена с учетом транспортировки. Она считается альтернативой мировому рынку. В этом случае НПЗ все равно, куда продавать, на внешний рынок или на внутренний", – говорят аналитики.

Эксперты отмечают, что введение формулы повлечет за собой ряд проблем. К примеру, нефтяные компании уверены, что при таком подходе внутренний рынок будет испытывать жесточайший дефицит нефтепродуктов. "Компании будут работать на экспорт, поскольку лишатся на местном рынке наценки, которую они имеют сегодня", – говорят в центре "Кортес".

Генеральный директор алтайской компании "Литал" (сеть автозаправок "ТрансКам") Сергей Великов, отмечает, что розница, которая целиком зависит от НПЗ, была бы только рада тем ценам, которые рассчитываются по формуле. Ведь всякое повышение цен влияет на покупательскую способность. 

Справка

ФАС уже создал формулу для расчета цены на авиакеросин, а также обсудил с нефтяными компаниями особенности ценообразования на нефтепродукты для нужд сельхозпроизводителей. 

Благодарим за помощь в расчетах ГК "Финам" и юридическую компанию "Де-Конс".