декабрь 30, 2009
Компания "Ренессанс Косметик" была создана в период кризиса конца 1990-х годов. В октябре она отметила свое 10-летие. Возможно, именно "кризисная" закалка, считают в компании, помогла предприятию и на этот раз пережить волнения в экономике. По словам генерального директора предприятия Виктора Косихина, "Ренессанс Косметик" в этом году удалось даже увеличить объемы производства. Он рассказал о том, что этому способствовало, а что препятствовало.
Виктор Косихин, генеральный директор компании "Ренессанс Косметик".
Дмитрий Кудрявцев
– Нашу стратегическую дальнозоркость объяснить довольно просто – компания создавалась на волне кризиса конца 1990-х годов и уже не в первый раз проходит испытание на экономическую прочность. Предприятия, работающие преимущественно в низком ценовом сегменте рынка, постоянно находятся в условиях аналогичных кризисным. Это связано с насыщенностью рынка и крайне жесткими условиями конкуренции. Выпуская продукцию эконом-класса, производитель вынужден работать с минимальной рентабельностью, всегда стараясь снизить затраты, причем сделать это не в ущерб качеству.
Независимо от сложившейся экономической ситуации в стране, год для нас был успешным: объемы производства увеличились в два раза, мы значительно расширили производственные площади, увеличили количество рабочих мест. В этот период сформировались спецпредложения, так называемые "антикризисные варианты", стали выпускать продукты "под кризис".
– Насколько нам известно, в этом году вы установили и запустили новые производственные линии. Каков был объем инвестиций? И что этот шаг позволил вам сделать?
– Надо сказать, что мы в целом в рамках программы расширения ассортимента и снижения себестоимости освоили принципиально новые технологии, приобрели оборудование, которое позволяет справляться с большими объемами заказов. Мы закупили оборудование для изготовления влажных салфеток. Кроме того, в мае была запущена линия по производству сыпучих чистящих средств. Оборудование нового производственного цеха проводилось поэтапно, на сегодняшний день он состоит из нескольких производственных линий, позволяющих выпускать сыпучие средства в различных видах фасовки и упаковки. Общий объем средств затраченных на запуск нового подразделения составил 20 млн. руб.
– В этом году ритейлеры довольно активно оcваивали такой формат, как private label – выпуск продукции под собственной маркой. Вы активно участвовали в этом процессе. Каковы результаты?
– Интерес сетей к private label сегодня приобрел значительные масштабы. На IV международный саммите по частным маркам в Москве и II Сибирском торговом форуме в Новосибирске директора и байеры крупных региональных и федеральных сетей говорили о том, что видят свое развитие именно в "частных марках". Получить заказ на private label сегодня не так-то просто. Производителей нужной сетям продукции в России достаточно много. Крупные ритейлеры очень основательно подходят к выбору партнера. Например, для того, чтобы сотрудничать с "Лентой", нашей компании пришлось пройти через процедуру многоступенчатого аудита. На данный момент доля продукции private label в производстве "Ренессанс Косметик" занимает порядка 50%. И это направление остается для нас перспективным. Мы уже расширили ассортимент в этом сегменте для крупных розничных сетей, и этот процесс продолжается. Сейчас мы можем предложить практически весь спектр продуктов бытовой химии и косметической продукции по желанию заказчика: научно-исследовательским отделом компании разработано более 1 тыс. уникальных рецептур.
– Со многими торговыми сетями вам удалось установить партнерские отношения?
– Продукция "Ренессанс Косметик" как под собственными торговыми марками, так и под частными марками заказчика на сегодняшний день продается во всех сетях Сибири. В числе наших партнеров – сети "Мария-Ра", "Холидей", "Новэкс", "Лента", "Пятерочка", "Чибис" и другие. По результатам последних исследований, нашей продукцией пользуется каждый третий житель Алтайского края. Ассортимент компании составляет более 400 наименований, которые ежедневно присутствуют на складе.
– Существуют ли факторы, сдерживающие развитие компании?
– К сожалению, да. Серьезной для нас проблемой остаются отдаленность производителей сырья и комплектующих. Мы используем в производстве сотни комплектующих, которые приходится закупать далеко за пределами края. На Алтае и в близлежащих регионах, например, никто не занимается производством пластиковой упаковки для бытовой химии и косметики. Завозить такую упаковку приходится из Перми, что значительно увеличивает себестоимость продукции. Та же проблема касается сырья. В нашем регионе есть промышленные гиганты, имеющие все условия для его производства, но для них такое производство по различным причинам неинтересно. Таким сырьем, к примеру, являются катионактивные и анионактивные ПАВы. В этом отношении нам тяжело конкурировать с поставщиками из Московской области. Им проще выиграть в цене, у них шире выбор поставщиков упаковки и сырья.
Поскольку наши постоянные обращения к промышленным предприятиям края не привели к успеху, нами было принято решение об оборудовании на территории предприятия собственного цеха по производству пластиковой тары, договор о приобретении такого оборудования уже подписан, и в начале следующего года оно будет запущено в работу. Его запуск позволит снизить себестоимость упаковки, которая составляет весомую долю в цене готового продукта. Инвестиции в данный проект составят порядка 1 млн. долларов.
– А планируется ли расширение рынков сбыта?
– В этом направлении мы не переставали развиваться никогда. В 2010 году нами будет сделан акцент на развитие дистрибуции в регионах Дальнего Востока, республик Башкортостан и Удмуртия. Мы планируем также провести переговоры с партнерами в странах СНГ: Азербайджане, Туркменистане, Армении. Продукция "Ренессанс Косметик" уже представлена в регионах ближнего зарубежья – в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане. Мы намерены продолжить работу в этих регионах как по увеличению объемов продаж, так и по разработке новых направлений сотрудничества. Принципиальным направлением в развитии компании является освоение рынка европейской части России.
– Однако вы сами утверждаете, что в сложившихся условиях конкуренции сделать это будет достаточно сложно…
– Рынок бытовой химии и косметики всегда являлся одним из наиболее динамичных, все мы видим, как быстро одни средства на полках магазинов меняются на другие, более современные и эффективные. Для того чтобы выдержать жесткую конкуренцию, необходимо всегда держать руку на пульсе последних научных достижений и разработок. 70% рынка в нашей стране, как и в мире, занимают транснациональные корпорации — P&G, Schwarzkopf, L'oreal, Henkel, в России – концерн "Калина". Нам, как производителям, остается слишком мало, и мы цепляемся за каждый процент рынка. На это ориентирован коллектив "Ренессанс Косметик", на основании этого мы строим планы на будущее. Основная наша задача – стать крупнейшим производителем в Сибири в этой отрасли. В планах "Ренессанс Косметик" также стоит расширение ассортимента: планируем освоить производство стиральных порошков, зубных паст, "белой" косметики (кремов), пены для бритья и многое другое.
- Сегодня компании различных отраслей стремятся к взаимодействию с государством, в частности, путем участия в конкурсах на госзаказ. Есть ли такой опыт у вас?
– Да, такой опыт у нас есть. Достаточно долго мы участвовали в различных государственных тендерах, даже вводили отдельную должность для более эффективной работы в этом направлении. Через какое-то время стало понятно, что игра идет в одни ворота, выигрывают такие тендеры одни и те же компании, как правило, аффилированные различными государственными структурами, ни о какой прозрачности процедуры речи и быть не может. Тема госзакупок для нас, безусловно, представляет интерес и сейчас, но тратить усилия впустую бессмысленно. Те же тендеры, проводимые частными компаниями (крупные розничные сети), намного более прозрачны, условия понятны, соответственно, участие в них приносит больше пользы бизнесу, чем безуспешные попытки обрести надежного партнера в лице государства.
Алена Ильина