Роксана Бабаян предлагает стерилизовать барнаульских медведей

февраль 15, 2004

В январе в санатории "Барнаульский" родились медвежата. Новорожденных пока никто не видел - мама медведица прячет их от посторонних глаз. Кузя, глава семейства, от греха подальше переведен в другой вольер, как-то раз он просто сожрал новорожденных.

Кузя - самец знатный. Не обделяет мужским вниманием обеих подруг в своем маленьком гареме.

Медведи в "Барнаульском" - одна из самых любимых горожанами потех. К ним приезжают экскурсии, свадьбы. Косолапым везут сладости, фрукты, а кое-кто - и шампанское.

- Выпивает первым всегда Кузьма, жены в это время стоят в очереди, - рассказывает Валера, сотрудник санатория, ухаживающий за топтыгами. Медведи его слушаются, принимают за своего главного.

Скоро забавные кувыркающиеся медвежата будут вовсю веселить гостей санатория. Наблюдать за их смешными играми можно часами. Но...

Для руководства санатория эти медвежата - новая головная боль. Ведь мишек опять нужно будет куда-нибудь пристраивать. А там еще народятся, ведь Кузя не теряет в неволе мужскую силу.

В прошлом году в санатории родилмсь три медвежонка, в позапрошлом - аж пять. Я сама держала тогда в руках мишек, еще похожих на упитанных щенков. Один из них, позже прозванный Вованом, уже с младенчества пытался царапаться. В полгода Вован с хулиганским видом расхаживал по "Барнаульскому" и норовил проверить сумки отдыхающих: нет ли там чего-нибудь вкусненького. Вскоре Вову купил один барнаульский предприниматель. Но, оказавшись в районе кожзавода, Мишка сорвался с цепи и потоптал частные огороды.

Медвежатник Валера сам приезжал за непослушным. Увидев своего, хулиган покорно поехал обратно.

Сегодня Вован с подружкой Танюшей живут в Бийской воспитательной колонии.

- Медведи большие, упитанные, - говорит Роман Майоров, начальник учреждения. Боюсь, что клетки разломают. Сначала строили вольер как для маленьких. Вова - медведь мощный, весной три года будет.

Теперь руководство колонии ждет, когда весной Вован сделает Татьяну мамой. Потом от крутого мохнатого братка хотят избавиться.

- Уже созванивались с новосибирским зоопарком. Договоренность - пятьдесят на пятьдесят.

Два других медведя из позапрошлого приплода обитают в Новоалтайской воспитательной колонии.

- Воспитанники Степку и Машку очень любят, - рассказали в пресс-центре ГУИН. - Медведи живут в вольере. Для ребят считается почетным убирать у них в загоне. Они делятся с мишками всем, что им присылают. Те научились есть апельсины, снимая кожуру, конфеты разворачивают. Летом возле их клетки очень красиво, цветник разбит. В вольере колесо есть. Летом, увидев, что медведям тесно, воспитанники хотели сделать для своих любимцев большой зеленый уголок. Но это режимный объект. Тогда пацаны в жару стали поливать медведей из шланга. Те встают на задние лапы и балдеют. В этой колонии и голуби есть. Папа привез одному мальчику. Тот, когда освобождался, передал их такому же увлеченному голубятнику.

У замполита учреждения Михаила Попова не такое радужное настроение:

- Пока медведи маленькие были, все это, конечно, было интересно. А теперь это два больших зверя. Медведь есть медведь. Будем теперь искать, куда их сбагрить. Опасаемся. Они уже и клетки пытались ломать и пол разрывали. Не дай бог, что случится, нас тут самих всех пересажают. До весны подождем, а там видно будет. Стрелять их никто, конечно, не будет. Если окажутся никому не нужны, придется вольеры доваривать.

Еще одну сестренку Вовы, Степы, Маши и Тани отдали в новосибирский зоопарк.

В прошлом году двух медведей подарили Уральскому цирку, и еще одну девочку купил, по словам сотрудников, ухаживающих за медведями, один барнаулец. Судьба ее неизвестна.

- Мы очень редко даем разрешение на содержание медведей частным лицам, - сказали в управлении по охране диких животных. - Мы смотрим на это дело отрицательно. Зверь, он и есть зверь. Даже в санатории "Барнаульский", где соблюдают меры предосторожности, был случай, когда медведица поранила девочку, которая попыталась кормить ее с рук. Не говоря уже о вопиющем случае, который произошел в районе кожзавода.

6 августа 2002 года там медвежонок напал на пожилую женщину, приехавшую в свой огород. Она была госпитализирована с рваными ранами и переломами.

Владельцем медвежонка оказался тот самый предприниматель, который в свое время купили Вована в санаторим "Барнаульский". Теперь дело не ограничилось топтанием грядок. Во дворе предпринимателя к этому времени жили взрослый медведь, два медвежонка и волчица.

- Для нас это было ЧП, - сказали в пресс-центре Октябрьского района. - Было приложено много усилий, чтобы этих медведей убрать. Этот вопрос тогда каждый день стоял на повестке дня у главы. Хозяин сначала говорил, что договорится с заповедником, еще что-то обещал. Потом наконец-то медведей куда-то вывезли. Мы облегченно вздохнули, когда их не стало на территории нашего района.

- Мне непонятны люди, которым для куража нужны хищники, - поделилась одна из сотрудниц пресс-центра. - Зверя держат на цепи, он страдает, а если сорвется, как у нас и случилось...

- Это жестокая мода, варварство, - сказала нам по телефону известная певица Роксана Бабаян. Восемь лет назад, на одном из концертов в Барнауле Роксане Рубеновне пытались подарить медвежонка. Его вынесли на сцену, сказали, что у медвежонка погибла мать, что он теперь живет на хлебокомбинате и купается в чане.

Забрать в Москву живой подарок певица отказалась. Сказала, что будет деньги отправлять, пусть только Мишу кормят.

- Я хорошо помню этот случай, - говорит Роксана. - Звереныш был такой славный. И я не отказываюсь от своих слов, но дарители на меня так и не вышли. У того медвежонка застрелили мать. Только очень жестокий человек может убить медведицу, когда та вскармливает малышей. Именно жестокость человека ставит этот вид на грань истребления. Человек стал беспричинно жесток к животным. Я сегодня возглавляю лигу защиты животных, и, думаю, мы подойдем к закону о защите животных.

Выброшенные щенки, застреленные медведи - все это возмущает природу. Из-за этого мы имеем мутации, малярийных комаров. Если человек не опомнится, будущее будет состоять из одних ужастиков.

Держать медведя на цепи как игрушку - кощунственно. Это не любовь к животным - издевательство. Как издевательство - держать в доме 30 кошек, от которых вонь и мучения окружающим.

Нельзя быть таким равнодушным и жестоким, как человек.

- Как же быть санаторию "Барнаульскому", где почти каждый год рождается потомство? Ведь эти медведи не приспособлены к жизни в лесу?

- Стерилизовать. Чтобы не появлялись больше медведи-мученики. Надо стерилизовать и бездомных собак. Нельзя никого отстреливать. Ведь те же бездомные собаки в Москве - это санитары города. Они съедают пять-семь грузовиков отходов. Уйдут собаки - придут крысы. Брошеные собаки, кошки, медведи - это страшно. Это аукнется.

Между тем сотрудники "Барнаульского", ответственные за питание медведей, уверены, что с их питомцами все будет в порядке.

- Прежних пристраивали и этих пристроим. Они такие забавные, мы их любим и жалеем. А ребятишкам, которые приезжают сюда, какая радость...

У руководства санатория настроение другое. Там считают, что мишек не только трудно пристраивать, но и держать накладно. На том месте, где сейчас живут медведи, собираются развернуть строительство нового бассейна и лечебного корпуса для детей. Кузю планируют продать за 6850 рублей, медведиц - за 5500 рублей каждую, медвежат - за тысячу рублей.

Вот такая грустная получается барнаульская история о трех медведях... Если вам есть что сказать по этому поводу, звоните по тел. 23-39-63.