"Краеведческие записки" рассказали о народах, населяющих Алтай

январь 14, 2010

Восьмой выпуск этого сборника, вышедший в свет в конце прошлого года, подводит итог многолетней этнографической работы старейшего в Сибири Алтайского государственного краеведческого музея и посвящен корням, быту, духовным и материальным традициям народов, населяющих Алтай.

Издание представляет собой научно-методический сборник, посвященный 100-летнему юбилею известного этнографа-кумандинца, уроженца Красногорского района Петра Каралькина (1908-1990). Авторы опубликованных материалов – алтайские и сибирские ученые, музейные работники, этнографы, историки и краеведы. Но ни нафталином, ни чрезмерной научностью 252-страничная книжка не отдает. А уникальность, эксклюзивность многих содержащихся в ней статей превращает чтение в увлекательное занятие.

Ирина Попова,
заместитель директора Алтайского государственного краеведческого музея:

Сборник, посвященный этносам, населяющим Алтай, можно не только читать, но и рассматривать: 150 воссоздают колоритные образы предков и современных представителей 120 наций и народностей, населяющих Алтай. В разделе "Музейный фотоархив" представлены более 40 уникальных снимков конца XIX – начала XX вв. из собрания АГКМ.

Алтай сто лет тому назад 

Ничуть не умаляя достоинств остальных авторов и их работ, назову всего два имени: Андрей Викторович Анохин (исследование "Аборигены Алтая" 1927 г.) и Сергей Иванович Борисов (серия фотографий конца XIX – начала XX вв. из собрания АГКМ).

Взаимно дополняя друг друга, два этих автора создают уникальную картину жизни Алтая на рубеже веков. Но если работы известного барнаульского фотографа Борисова достаточно часто публиковались в различных изданиях, включая "Свободный курс", то труд этнографа и краеведа Анохина – эксклюзив, впервые увидевший свет.  

Рукопись, спрятанная в архиве

Более 80 лет выверенная и подписанная автором машинописная рукопись Анохина, предназначавшаяся в качестве учебного пособия для школ края, пролежала в архиве по банальной причине: на ее издание не смогли найти средств. 

Подготовившая рукопись к изданию в "Краеведческих записках" главный археограф отдела информации и публикации документов управления архивного дела Алтайского края Л. И. Ермакова предваряет публикацию такой справкой: "В 1925 г. Алтайским отделом Русского географического общества (РГО) был издан сборник "Очерки Алтайского края". Труд алтайских краеведов увидел свет благодаря материальной поддержке Сибкрайиздата. Как учебное пособие он предназначался для учащихся школ Алтая. В 1926/27 г. предполагалось сделать 2-й выпуск "Очерков Алтайского края". Материалы были подготовлены к печати, но Алтайскому отделу РГО не удалось решить вопрос о финансировании издания, и сборник остался неизданным".

А жаль! Случись иначе, мы бы уже давно имели более грамотные представления о происхождении аборигенов Алтая.

Откровения по Анохину

Все племена, населяющие современный Алтай,представляют из себя этнически запутанную смесь, строго разграничиваемую самими алтайцами по племенам (аймак) и родам (сеок), в основе которой три великие народности Азии: древние турки (тукюэ или тукюэсцы), финны и монголы, утверждает автор очерка "Аборигены Алтая". И далее характеризует три этих великих народности, приходя к удивительному для большинства современников выводу: "Нет никакого сомнения, что в этой племенной смеси доминирующую роль играло на Алтае турецкое племя – тукюэ. Некоторые ученые полагают, что Алтай – "колыбель турецких народов" (Геддон). Такое предположение еще не обосновано вескими данными, но все же доподлинно известно, что в Алтае с древних времен (VI в.) жили турки…"

Народность тукюэ упоминается китайскими историками за 200 лет до Рождества Христова, утверждает Анохин со ссылкой на другого исследователя Алтая Николая Ядринцева. Между IV–VIII веками огромное кочевое государство тукюэ простиралось от берегов Каспийского моря до Кореи и от Великой Стены до Тибета. Уже в древности тукюэ разделились на группы и дали происхождение другим татарским народам Азии: якутам, киргизам (казакам),каракиргизам, алтайским туркам, туркестанским узбекам, османам, иранским туркам, крымским и казанским татарам и т. д.

А потом пришли русские

Сначала XVII столетия первобытная культура алтайцев нача­ла переживать ломку и подпадать под влияние более высоких культур, первой из которых является русская,  а потом туркестанская, пишет далее Анохин.

"Русская культура начала пробивать себе путь в среду аборигенов страны с первых столкновений казаков с туземнымиплеменами по реке Томи, а в дальнейшем – по Оби. Идя победоносно вперед, с се­вера на юго-восток, русская культура за 300 лет проникла теперь до пределов северной Монголии, Кош-Агача, пройдя часть Сибирской низменности и всю горную область. На северном пути она оставила разные следы своего влияния. На степных пространствах (Барнаульский округ –Кумышская управа, Бийский округ – Быстрянская управа) русская культура совершенно стерла культуру аборигенов. Все туземцы этих местностей поддались полному обрусению и в настоящее время жи­вут в полной обстановке русского крестьянина, занимаясь тем, чем за­нимается настоящий сибиряк. Тип их, вследствие метизации, физически совершенно изменился. Сибиряки их называют ”ясашными”".  

Справка

Андрей Викторович Анохин (1867–1931, по другим сведениям, 1869–1931) – композитор, этнограф, просветитель, переводчик, член-корреспондент АН СССР (1923). Сын тамбовского крестьянина. С 1874 г. жил, работал в Сибири и на Алтае (Бийск, Томск, Барнаул, Чемал, Улала – Горно-Алтайск), учился в Москве и Санкт-Петербурге. С 1909 г.  проводил всестороннее этнографическое обследование алтайцев, собрал уникальные материалы, особенно по шаманству и песенному народному творчеству. Имя А.В. Анохина носит Национальный музей Республики Алтай.