январь 25, 2010
Давным-давно, в середине 1990-х, в моей скромной биографии был непродолжительный период, когда я решил нырнуть в бурные воды молодого российского рынка. На пятом курсе Алтайского госуниверситета вместе с родственниками и компаньонами приобрел два коммерческих киоска, проще говоря — "комка", возле рынка Индустриального района. И был я тогда в собственном сознании не простым студентом, а человеком очень важным — коммерсантом, предпринимателем.
Вспомнил я об этом периоде недавно, во время совместного заседания общественных советов по вопросам молодежной политики и развитию предпринимательства при губернаторе края. Речь зашла о поддержке деловой активности среди молодежи. И много было сказано умных и смешных слов о том, что студентам надо бы активнее идти сегодня в предприниматели, в малый бизнес. Спустя 15 лет я думаю: "А надо ли?"
Сразу скажу, что коммерсант из меня получился ужасный во всех смыслах, хотя моя история ни в коем случае непоказательна. Примерно через год оба киоска были перепроданы с одной целью — "вернуть бы свое". Что запомнилось из лихого прошлого? Как я, пятикурсник, вместе с другими "комочниками" с базара ездил к какому-то большому начальнику в пожарную службу и он распекал нас за сплошные нарушения при эксплуатации объектов, а затем всем выписал штраф. Как нас однажды поймали на неотбитом чеке, и вечером я пошел в налоговую инспекцию. Инспектор, мужчина средних лет, ничего не стал говорить, а молча исчез в каком-то кабинете. Вернулся он минут через 20, протянул мне с десяток брошюр о налогах и сказал: "Надо купить!"
Еще помню, как ушлые ребята показали, как нужно скручивать цифры в кассовом аппарате, чтобы не платить лишний налог с продаж, и мы с удовольствием скручивали. Как к нам периодически наведывалась базарная "крыша", которой все платили что-то около 500 тыс. неденоминированных рублей в неделю с комка (если память мне не изменяет). Помню, как нам везли ящиками паленку "Столичную" розлива местного ЛВЗ, в которой было чуть больше 30 градусов, и поставщик этого совсем не скрывал, а даже наоборот, радовался, что товар улетает. Как в городе вскоре у него появился конкурент — жуткая отрава в жестяных банках, но народ сметал водку "Аврора" с прилавков быстрее, чем спирт "Роял". Еще помню, как в один день торговля у нас страшно удалась — продали все, что можно было, и выручка составила 1 млн. старых рублей. И это при том что пачка LM стоила у нас 2800 рублей, а не как сейчас — 30 тысяч.
Теперь мне кажется, что все это было очень-очень давно. В прошлом веке, в другой стране. Никто из нас так и не стал настоящим предпринимателем, зато набил кучу шишек и получил бесценный жизненный опыт. Времена, как теперь пишут, беспредела 1990-х казались мне тогда веселыми, по-своему даже романтичными. Мы учились быть предприимчивыми на каждом шагу. И на этом пути могли свернуть горы или совершить непростительные ошибки. Но познание нового — процесс крайне интересный.
Нынешним студентам становиться предпринимателями, на мой взгляд, гораздо сложнее — почти все ниши заняты, места куплены, прибыли распределены. Стартовые позиции у простой молодежи очень низкие по сравнению с теми высотами, на которые поднялся современный бизнес. Начинающим кредитов не дают, а все чаще помогают дружеским советом. Так что шансов до смерти уработаться, но так ничего в итоге не приобрести стало гораздо больше. Поэтому, как мне кажется, выбор у молодежи небогатый. Можно остаться в вузе, придумать какой-нибудь инновационный проект, получить под него грант и вплотную заняться старт-апом. Либо устроиться по специальности в большую компанию, пройти длинный путь от рядового менеджера до одного из директоров, а затем на основе практического опыта, знаний и связей открыть собственную фирму. А лозунги типа: "Эй, молодежь, скорее дуй в предприниматели", по-моему, из далекого прошлого.