январь 26, 2010
Глава Славгорода Анатолий Кропов показывает карту: "Вот видите — это город, а это — поселок Славгородский, в котором живет треть населения всего Славгородского района. — на карте один муниципалитет от другого отделен тонкой ниткой дороги.— Их объединение экономически целесообразно". Тема возможного слияния Славгорода, прилегающего района и даже Ярового прошла пунктирной линией сквозь выездное совещание, которое губернатор Александр Карлин провел 18 января. На нем же он допросил глав трех муниципалитетов о состоянии дел на территориях. Больше всех досталось мэру Ярового Нине Мартыновой.
После этого совещания многие пришли к выводу: грядет объединение. Однако есть в этом вопросе один нюанс. Если говорить о Славгороде и прилегающем районе, то, вероятнее всего, так оно и случится. Но вопрос губернатором был поставлен шире, в его словах фигурировало Яровое. А это уже более сложная комбинация. И, вероятно, поэтому глава края был аккуратен в выражениях, говоря о возможном объединении.
"Два города и район находятся в глубокой интеграционной связи и экономик, и инфраструктур. В одном городе люди живут, в другом — работают, по территории третьего перемещаются. Эти образования в своем развитии должны последовательно взаимодействовать. Уже сейчас мы можем заявить о проработке вопроса создания агломерации вокруг Славгорода", — начал совещание губернатор.
Главу края дружно поддержали его заместители. Михаил Щетинин акцентировал внимание на том, что славгородская зона должна стать единым туристическим центром: козырь Ярового — оздоровление, в районе — еще два озера, а Славгород ценен своей культурой и историей. Яков Ишутин вообще заявил, что объединение способно решить 50% проблем территорий. "Сейчас и так уже половина жителей района влилась в город", — сказал он. Действительно, три села — Славгородский, Селекционный и Пригородный — отделены сегодня от города лишь дорогой. Только в первых двух живет около 5,5 тыс. человек при общей численности населения района 11,3 тыс.
Глава района Александр Герасименко заявил, что не против объединения, добавив, что жители пригородных сел также высказались "за". Анатолий Кропов сказал "ВД", что логика происходящего говорит о необходимости объединения.
Губернатор подчеркнул, что никакого административного давления в этом вопросе оказываться не будет: "Мы будем процесс поощрять, но не станем его искусственно подталкивать. Надо, чтобы люди сами поняли. А они уже сейчас приходят к тому, что это абсурд. Это же издевательство, когда машина "скорой" должна быть вызвана не через дорогу, а за 70 километров, поскольку там определена базовая точка районной медицины. И таких проблем огромное количество. Я не готов говорить о формате объединения, но все идет к тому".
Еще один аргумент в пользу объединения, который приводят власти, — сокращение управленческих расходов. По словам главы края, опыт Змеиногорского района (референдум прошел в 2008 году) это подтверждает. "Но если говорить о краевом бюджете, то признаюсь, что никакой экономии мы не добились. Потому что мы пообещали населению решить ряд вопросов в приоритетном порядке — за мудрость в гражданской позиции, и сейчас на это тратимся. Если такие процессы пойдут в других территориях, мы будем себя вести так же".
Впрочем, говорить о сроках и формах возможного объединения пока не приходится. В марте в Славгороде пройдут выборы городских депутатов, которые должны будут по контракту нанять главу. Кто будет решать вопросы объединения — не ясно. Пока в фаворитах Анатолий Кропов.
Отношение краевых властей именно к нему на совещании было самым лояльным. Г-на Кропова пожурили за огромные долги за уголь (25 млн. рублей) и за высокий уровень безработицы. Пожалуй, все.
Куда большую долю критики получил Александр Герасименко. Сначала ему досталось за фермеров: "У вас две трети пашни находятся в руках КФХ. 230 голов КРС и 100 голов дойного стада совершенно неадекватны земельному потенциалу, который они имеют. А это означает, что нет никакой структуры посевов. Это монокультурность, это тотальная зависимость от рынка", — начал губернатор. И затем вышел на более широкую тему: "Менее 600 человек у вас заняты в сельском хозяйстве — в базовой отрасли. Это 5% населения. У вас безработных в районе больше".
Здесь же выяснилось, что район подготовил программу поддержки предпринимательства, но не заложил в бюджете на ее реализацию ни копейки и тем самым лишил себя возможности поучаствовать в краевой программе на условиях софинансирования. "Мы получили возможность использовать 800 млн. рублей федеральных средств на поддержку бизнеса. Мы вас принудительно кормим, а вы выплевываете, потому что вам трудно одну несчастную копейку вложить", — горячился Александр Карлин.
Ровно за то же порцию "разноса" получила и Нина Мартынова. Однако в ее случае укор в невнимании к бизнесу был только одним звеном в цепи резкой критики. Основная претензия заключалась в том, что Яровое стало единственным городом края, не участвовавшим в реализации 185-го закона (ремонт жилья и переселение граждан). На робкие объяснения г-жи Мартыновой: дескать, народ у нас сложный, ТСЖ создавать не желает, — губернатор отрезал: "Я знаю, почему вы не участвовали. Потому что значительная часть жилого фонда используется в коммерческих целях для извлечения дохода. Жилой фонд используется на износ, а не платятся даже установленные символические деньги. А почему ТСЖ не образуются? Потому что товарищество — это одна из форм контроля за фактическим проживанием в квартире. И все это осуществляется при вашем попустительстве".
Еще одной звонкой претензией к мэру Ярового стала ее аффилированность с рядом бизнес-групп города. Повод заговорить об этом Нина Мартынова дала сама, сказав, что просит край о помощи — включить Яровое в программу по берегоукреплению. Губернатору только того и надо было: "Берег укреплять? Поезжайте в федеральное агентство. Добивайтесь включения в программу. И заодно объясните, почему берег начал разрушаться. Я знаю почему. Потому что сначала его надо было укрепить, а потом уже запускать частный капитал".
По словам Карлина, лакомая часть берега была продана частному инвестору, причем процедура конкурса вызывает у губернатора большие сомнения. Владелец "разровнял берег бульдозером, построил копеечные объекты, теперь извлекает деньги". Главу края возмущает, что сегодня взимается плата по сути за доступ к природным ресурсам. "Я готов к принятию управленческих решений. Думаю, что в Яровом мы санаторную тему выстроим современным образом, — подытожил он. — Администрация города должна вести себя по-другому — более масштабно, а не заниматься игрой в поддавки с некими бизнес-группами".
А напоследок — уже в ходе брифинга — Александр Карлин пригвоздил мэра Ярового: "Мы сегодня много чего ей говорили. А вы уверены, что она услышала? Это не у ветеранки со слухом плохо, которая ко мне здесь приходила на прием. Это бюрократы бывают глухие от рождения, главное — неоперабельные".
Славгород. Индекс промышленного производства — 86%. Инвестиции в основной капитал — 218 млн. рублей. Товарооборот — 1,8 млрд. рублей. Рост сферы платных услуг — 13,1% (13,5 тыс. рублей на душу населения против 12 тыс. в 2008 году). Число безработных — 1290 человек. Бюджет города — 242 млн. рублей.
Яровое. Индекс промышленного производства — 59%. Инвестиции в основной капитал — 177 млн. рублей. Товарооборот — 1,7 млрд. рублей. Средний размер заработной платы – 9,6 тыс. рублей (на 21% больше, чем в 2008 году). Число безработных — 833 человека. Доля населения, работающего в сфере малого и среднего бизнеса (725 субъектов предпринимательства), — 35% от занятых в экономике. Бюджет города — 202 млн. рублей.