январь 26, 2010
В стране начата глобальная антиалкогольная кампания. Участники алкогольного рынка согласны со многими аргументами правительства, однако считают, что совершенно искоренить определенную склонность к спиртному нельзя, так как употребление крепких напитков, в частности водки, связано с историей русского народа и его менталитетом. Поэтому одним из инструментов снижения алкоголизации наряду с жестким соблюдением правовых норм может быть формирование культуры пития. О ней корреспондент газеты "Ваше дело" побеседовал с Павлом Цицилиным, директором ликероводочного завода "СТС".
Павел Цицилин: "При дегустации я в большинстве случаев с закрытыми глазами могу определить не только, какая именно это водка, но и из какого спирта она сделана".
Анна Зайкова
— Павел Валерьевич, о российской культуре пития есть мнение: "когда начинается питие, культура заканчивается". Насколько это справедливо, по вашему мнению?
— Знаете, выпить многие не дураки, не только русские. Так что все упирается именно в культуру, которая либо есть, либо ее нет. Одни употребляют спиртные напитки исключительно для получения удовольствия от продукта, а другие — чтобы войти в состояние опьянения. И, как мне кажется, людей последнего типа сейчас явно меньше, чем это было в советские времена. Ведь как было на предприятиях? Опоздал человек из-за того, что с ребенком в поликлинику ходил, — выговор ему. А опоздал, потому что с похмелья страшно болеет, ему говорят: "Зачем же ты пришел, бедняга?! Иди, милый, поспи…" Так что алкоголизация населения тогда была куда серьезнее.
— Многие эксперты с вами согласны: в последние год-два часто отмечалось, что Россия медленно, но верно переходит на европейский стандарт потребления спиртных напитков со сравнительно небольшой долей крепкого алкоголя.
— Да, это определенно так. Но не факт, что это однозначно положительная тенденция. Если раньше собирались выпить водки раз в месяц после получки, то сейчас люди, особенно молодые, ежедневно употребляют алкоголь, пусть и слабый.
— И поэтому сейчас власти предают анафеме все спиртосодержащие напитки? Как вы считаете, такая политика государства может быть эффективной?
— В каком-то смысле да. Но при этом, мне кажется, только ограничивающие меры не окажут того эффекта, на какой рассчитывают идеологи движения. Нужно ставить акценты на здоровый образ жизни. Сейчас спортзалы стали доступны для большинства людей, можно заниматься за 400 рублей в месяц. И в эту же сумму обходится одна пьянка. Надо просто как-то раскрыть людям на это глаза. Но и совершенно вычеркнуть водку нельзя, она слишком давно присутствует в нашей жизни. Есть легенда, что князь Владимир, выбирая религию для Руси, отдал предпочтение христианству только потому, что оно позволяло выпивать. "Руси есть в веселье пити, не можем без того быти", — вот как-то так он сказал тогда, за точность не ручаюсь. На Руси и потом в царской России была культура потребления. А вот советский период ее уничтожил. Надо восстанавливать.
— Но, кажется, уже сформировалась другая культура, для которой характерны поговорки и крылатые выражения типа "поздно выпитая вторая — зря выпитая первая"…
— Да-да, и "сколько водки ни бери, все равно два раза бегать"! Есть такой момент. Но есть и противоположные поговорки. И вообще, это не культура, это — бескультурье.
— А вы как-то можете с ним бороться, прививая истинную культуру?
— Только своим примером.
— Используете при этом профессиональные знания или потребительские?
— Профессиональные нужны на работе, когда у нас проводятся экспертные дегустации продукции. Так что для пропаганды культурного пития пользуюсь исключительно своими личными о ней представлениями.
— Например?
— Самое главное — любые спиртные напитки нужно употреблять только в хорошем настроении, в спокойной и приятной атмосфере.
— А как же классический вариант "напиться с горя"?
— Я уверен — и доказываю это опять же своим примером, — что все негативные эмоции лучше сжигать в спортзале. От напитка нужно получать удовольствие, чувствовать его вкус и аромат. А "с горя" это невозможно.
Кроме того, букет водки, ее композицию в полной мере можно ощутить только при подходящей закуске. Есть разные мнения, какая "самая правильная". Вот герой книги "Собачье сердце" профессор Преображенский считал, что закусывать нужно непременно горячими блюдами. Я отдаю предпочтение соленым груздочкам, хрустящей капустке. А вот вариант "пачка пельменей и две бутылки водки" я не понимаю.
— А есть какой-то определенный объем, который соответствует культурному потреблению? Или все индивидуально?
— Конечно, все зависит от конкретного человека. У всех разные организмы, особенности реагирования на алкоголь. Я, например, могу выпить много, но мне это не нужно. Я вообще могу все застолье просидеть с одной рюмочкой и цедить ее потихоньку, получая от этого удовольствие.
— А что можно сказать о "правильной" температуре водки? Есть мнение, что самая лучшая — когда напиток тянется.
— Очень дорогая водка будет мало чем отличаться от очень дешевой при такой температуре. Дело в том, что происходит замораживание вкусового букета и аромата напитка, от него не будет приятного послевкусия. Поэтому лучше пить водку комнатной температуры и при этом маленькими глоточками. Только так можно почувствовать весь комплекс так называемых органолептических свойств национального напитка.
— К слову о национальности. Есть впечатление, что в последнее время люди, в частности из деловых кругов, отдают предпочтение не водке, а виски.
— Абсолютно верно. Но я думаю, что нередко это является исключительно демонстрацией статуса человека, а не его истинных пристрастий. Как было раньше, в 1990-х? Метров за 50 от "комка" останавливалась вишневая "девятка", из нее вальяжно выходил супермен в спортивном костюме, кожаной куртке и норковой кепке, неторопливо шел к киоску, бросал в окошко деньги и брал внушительную бутылку водки, обязательно с ручкой, — такая считалась крутой. И потом этот человек так же неторопливо шел к машине, помахивая этим "пузырем". Так он всем окружающим демонстрировал свой статус, свою возможность это приобрести. А сейчас на смену этому ритуалу и таким атрибутам пришли кожаное кресло с деревянными подлокотниками, бутылка дорогого виски, который неспешно потягивается по тому или иному поводу, но непременно прилюдно. Конечно, есть люди, для которых виски стал любимым напитком. Но в большинстве своем это только дань моде.
— Присутствие в марочных портфелях профильных предприятий "именных" водок — это тоже мода? Насколько такие брэнды успешны?
— Не могу сказать, какова рентабельность таких проектов, в частности федеральных или иностранных. Но точно знаю, что одна из таких водок имела теплый отклик у людей моего поколения около 10 лет назад. Тогда в моде было слово "почтенный", им характеризовали все, что хотели высоко оценить, похвалить. И тут один из местных производителей вывел на рынок водку с изображением Михаила Евдокимова и с таким названием! Продукт определенно имел успех.
— А что вы пьете сейчас? Не подвержены моде на то же виски?
— Я пробовал и пробую разные напитки, в том числе виски. Сначала я отнесся к нему скептически, потом, правда, распробовал. Но в основном я пью водку.
— Вы на спор пьете?
— Я давно вышел из возраста, когда можно взять "на слабо". И вообще, я считаю, соревнования типа "а кто лучше" правильнее устраивать в спортивном зале: кто больше подтянулся, отжался. Это будет и полезнее, и интереснее.
— В магазине можно отличить качественную водку от контрафакта?
— Очень сложно. Все известные в народе приметы, например по пузырькам, которые возникают при встряхивании и кручении бутылки, не более чем заблуждения.
— У вас есть мечта?
— Да. Хочу оказаться с книгами где-нибудь в глухой деревне: без телевизора, Интернета, телефона и даже света. Читал бы все светлое время суток, а с наступлением сумерек отправлялся гулять.
— Вы бы хотели начать жизнь сначала?
— Наверное, да, я бы постарался еще многое попробовать. Но, с другой стороны, каждый, кто получил свою жизнь однажды, — уже победитель. Так что можно просто жить той жизнью, которая дана, и получать от этого удовольствие.
Павел Валерьевич Цицилин родился 20 апреля 1966 года в Германии в семье военного. В Барнауле живет с 1989 года. Г-н Цицилин — инженер-электронщик, окончил АлтГТУ. Некоторое время работал по специальности, затем пришел в компанию Nestle на должность мерчендайзера. В дальнейшем он последовательно занимал в Nestle должности торгового представителя и супервайзера. "В какой-то момент успешная для меня работа превратилась в рутину. И я ушел из компании", — сообщил г-н Цицилин.
Впоследствии занимал посты коммерческого директора компании "Алтайский продовольственный альянс" (дочернее предприятие ЗАО "Грана"), заместителя гендиректора компании "Алтайский полимер". В 2004–2005 годах прошел курс обучения в международном институте менеджмента ЛИНК, в 2007–2008 годах окончил авторскую школу менеджмента Льва Миникеса "Лидер". В мае 2008 года г-н Цицилин стал коммерческим директором дочернего предприятия "Барнаульского пивоваренного завода" — ликероводочного завода "СТС". В мае 2009 года он возглавил эту компанию.
Женат, воспитывает сына Илью. В свободное время любит собирать грибы, увлекается автотуризмом и самбо.