февраль 20, 2004
Экономический форум в алтайском городе-курорте превзошел по уровню некоторые московские.
Российская экономика в целом и уровень жизни населения в частности последние пять лет растут такими темпами, каких не было последние несколько десятков лет. Однако потенциал страны и регионов используется не в полную силу, главным образом - из-за просчетов федеральных властей. В ближайшие годы грядут значительные перемены для обеспечения еще большего роста экономики.
Таковы основные выводы дискуссий, развернувшихся на четвертой белокурихинской конференции "Западная Сибирь: регион, экономика, инвестиции", прошедшей 14-15 февраля.
Экономический форум, проходивший под патронажем Владимира Рыжкова, краевой администрации и немецкого фонда Фридриха Науманна, собрал более 200 человек, среди которых были не только ведущие банкиры, промышленники и предприниматели края, но и лидеры российских отраслей, известные политики, авторитетные эксперты.
Вот только некоторые имена: Андрей Илларионов, советник президента по экономическим вопросам, Евгений Гавриленков, управляющий директор "Инвестиционной компании "Тройка диалог", Сергей Генералов, председатель совета директоров Ассоциации по защите прав инвесторов, Ольга Дергунова, глава московского представительства "Майкрософт", Сергей Недорослев, президент группы компаний "Каскол", Давид Якобашвили, председатель совета директоров компании "Вимм-Билль-Данн".
Представители политической и экономической элиты получили довольно четкое представление о том, на каком уровне сейчас находится Россия и регионы, и о том, чего ждать в ближайшие пару-тройку лет.
"Комментарии участников этой конференции по поводу экономической политики в лучшую сторону отличаются от комментариев некоторых лиц, непосредственно связанных с этой экономической политикой и иногда отвечающих за нее", - отметил Андрей Илларионов, бросая камень в огород своего известного оппонента Михаила Касьянова.
Население стало потреблять больше
Итак, основные итоги. Рост экономики России в прошлом году составил 7,3%. Эксперты пришли к выводу, что сегодня сложилась уникальная для России ситуация: цены на нефть и газ, то есть на экспорт, остаются высокими, и объемы экспорта растут, а цены на импорт продолжают оставаться прежними. То есть зарабатывает страна больше, чем платит. Это советник президента назвал "подарком" России.
Вырос объем инвестиций в российский бизнес. Предприятиям в связи с уменьшением банковской ставки и падением доллара стали доступнее кредиты. Вырос уровень потребления среди населения - в 2003 году на 8%. В частности, это произошло, как заметил Михаил Задорнов, все по той же по причине - из-за падения доллара: люди стали активно тратить обесценивающиеся сбережения. Как следствие, банки повернулись лицом к населению и начали его кредитовать. Кредитование населения выросло в два раза.
Налоги снизят, банки закроют
На форуме было сделано и немало прогнозов. По словам г-на Задорнова, в ближайшем будущем произойдут изменения в налоговой сфере: снижение единого социального налога до 22-23%, снижение НДС. Будут внесены поправки в Налоговый кодекс, которые перераспределят полномочия федерации, регионов и муниципалитетов и финансово их обеспечат. Финансовые отношения федерации и регионов обеспечат стабильность на несколько лет. В федеральный бюджет больше всего денег будет изыматься у регионов-доноров, с тем, чтобы их излишки перенаправить в слабые регионы.
Будет окончательно сформирован пакет законов об ипотеке.
Вероятно, правительство осенью этого года проиндексирует зарплату работникам бюджетной сферы.
Упразднят ли социальные льготы?
Однако радужными итогами и прогнозами обсуждения не ограничились. Основным предметом споров стали непозволительно большие расходы государства. По словам Илларионова, исследования показывают, что страны, чья экономика растет высокими темпами, расходуют на эти цели не более 22% от ВВП. Издержки России сегодня составляют 42%, и рост ее экономики стал возможным только благодаря тому самому "подарку". Однако в дальнейшем решить задачу удвоения ВВП при таких расходах невозможно.
Вокруг того, как можно снизить издержки государства, развернулась острая дискуссия. Сократить расходы на оборонку? На образование? На здравоохранение? Или упразднить социальные гарантии, как, например, в Китае, где нет ни пенсионного обеспечения, ни социальных льгот? Однозначного ответа на эти вопросы найдено не было. Решением, по словам Илларионова, должно стать "то, по поводу чего будет достигнут общественный консенсус". Каким бы авторитетом не пользовался президент, сказал советник главы государства, как бы он и экономисты не хотели сокращения расходов, пока все структуры и отрасли не достигнут соглашения по этому поводу, вопрос решен не будет.
Вместе с тем гости, представляющие конкретные производства, без конца требовали от экономистов не макроэкономических показателей, а конкретных решений их проблем. Анатолий Карачинский, президент группы компаний IBS и, как говорят, человек, уговоривший Путина запустить программу компьютеризации российских школ, постоянно "спускал на землю" теоретиков и заставлял мыслить категориями реальных бизнесов. "Я не могу открыть свой бизнес в регионе, если не знаю, какая в нем инфраструктура, какая связь, рынок рабочей силы. И у региональных властей нет такой информации", - говорил он.
У Алтая - огромный потенциал
Четкое понимание того, что аграрная специфика нашего региона - не беда, а благо, дал понять г-н Муль, эксперт мировой величины по сельскому хозяйству. Он сказал, что площадь неиспользуемых земель России в два раза превышает всю пашню Германии. При этом Германия - в тройке мировых лидеров по поставке зерна, а продовольствие России составляет лишь 2% от общего мирового объема. В условиях приближающегося продовольственного кризиса в Китае и всем азиатском регионе, где население не уменьшается, а еда заканчивается, российский аграрный сектор, а особенно алтайский, имеет огромные перспективы. Хотя здесь же появлялись возражения от участников, говоривших, что они закопали миллионы рублей в сельское хозяйство края и не получили никакой отдачи.
Оптимистическим оказался прогноз и в области алтайской промышлености, в частности, сельхозмашиностроения. По мнению Сергея Генералова, это очень перспективная отрасль, и Алтай в скором времени получит заказ на производство нового современного дизеля для перспективных сельхозмашин.
Андрей Илларионов, советник президента России по экономическим вопросам:
- У этого форума есть шансы перерасти в общероссийский экономический форум, которого у нас до сих пор в стране нет. Здесь удалось найти такую атмосферу, которая привлекает разных людей и позволяет обсужать разные, в том числе очень сложные вопросы на высоком уровне.
Владимир Рыжков, депутат Государственной Думы:
- Я хотел бы обратить внимание на уникальный состав экспертов и гостей. Все, кто был в эти дни за "круглым столом", - это № 1 или № 1-2-3 в России в своей отрасли. Уровень дискуссий был как никогда высоким. С каждым годом эта конференция становится все более масштабной. Первый год участвовали 40 человек, в этом году - более 200. И последнее - польза для края и Барнаула. Руководители Белокурихи говорят, что эта конференция стала для них торговой маркой. Здесь люди находят деловые и человеческие контакты.
Андрей Корчагин, председатель правления ООО КМБ "Сибирский социальный банк":
- Здесь я услышал все, что хотел, о банковской реформе, о стратегии развития банковского сектора. Кроме того, обратило на себя внимание выступление немецкого специалиста по сельскому хозяйству г-на Муля. Это выступление очень оптимистичное для нас и заставляющее задуматься. Может быть, России стоит взять себе такого консультанта, чтобы каждый сантиметр нашего гумуса приносил пользу.
Давид Якобашвили, председатель совета директоров компании "Вимм-Билль-Данн":
- Власти интересно, чтобы сюда приходил бизнес. Надо и в других регионах проводить такие конференции, чтобы люди приезжали, видели, какие открываются возможности в том или ином регионе. Ведь Москва и регионы - две совершенно разные вещи.
Михаил Задорнов, депутат Государственной Думы:
- А почему нельзя назвать эту конференцию не "Сибирским Давосом", а "конферецией в Белокурихе"? Мне не нравится, что мы стараемся все время быть на кого-то похожими. Интерес российского бизнеса к Давосу в последнее время снижается, а к Белокурихе, судя по сегодняшнему составу, повышается. Нужно ориентироваться на самих себя.