февраль 2, 2010
Весь предыдущий год настроение в политическом пространстве двух регионов — Алтайского края и Республики Алтай — задавало ожидание. Ждали переназначений — Александра Карлина в крае, Александра Бердникова — в соседнем регионе. В результате все остались при своих — креслах, заместителях и, как водится, проблемах. 20 января состоялась инаугурация главы республики. И теперь можно говорить о возможных последствиях этого, на первый взгляд, сохранившегося статус-кво. Однако многие эксперты склоняются к мысли, что конфронтация между регионами, вызванная прежде всего напряженными отношениями между главами, может усилиться.
Некоторые социально-экономические показатели двух регионов (2009г.)
Смоляк Евгений
Исход интриги с переназначением Александра Карлина, несмотря на массу предположений и версий, был довольно предсказуем ввиду фактического отсутствия альтернативы. А вот неопределенность с тем, станет ли главой республики г-н Бердников, сохранялась дольше. По некоторым данным, предварительная договоренность о переназначении у Бердникова была еще летом: кратковременный отдых премьер-министра Владимира Путина в Горном Алтае прошел продуктивно. Однако к осени Москва заявила альтернативного героя — Андрея Юрина, председателя федерального Фонда обязательного медицинского страхования, известного как экс-руководитель краевого комитета по финансам. С этого момента интрига возобновилась.
Ни для кого не секрет, что отношения между главами двух алтайских регионов довольно напряженные. Есть некоторые противоречия у Александра Бердникова и с полпредом в Сибирском федеральном округе Анатолием Квашниным. Как рассказали, история трений этих двух политиков началась с момента, когда глава республики, впервые назначенный якобы для того, чтобы объединить регионы, отказался это делать. С тех пор у полпреда и г-на Бердникова взгляды на геополитическое устройство разнятся.
Можно только предположить, что Александр Карлин и Анатолий Квашнин попытались приложить некоторые усилия, прежде всего лоббистского характера, чтобы увидеть на посту главы Республики Алтай более удобную для себя персону Андрея Юрина. Рассказывают даже, что был создан некий штаб. Однако данная информация не имеет официальных либо документальных подтверждений и поэтому не может считаться достоверной.
Как бы то ни было, неопределенность сохранялась до конца прошлого года. Только в декабре стало известно, что Александр Бердников, скорее всего, останется на своем посту. А 4 января президент предложил его кандидатуру на рассмотрение республиканского парламента.
Эксперты оценивают перспективы развития взаимоотношений двух регионов не слишком оптимистично.
"Я считаю, что соперничество, конкуренция между краем и республикой будут продолжаться", — говорит Юрий Чернышов, директор Алтайской школы политических исследований. "Ситуация в ближайшее время вряд ли изменится, — вторит ему Ярослава Шашкова, руководитель Центра политического анализа и технологий АлтГУ. — И дело здесь не только в политических амбициях, но и в экономическом соперничестве".
По мнению политологов, основная сфера конкурентных интересов обоих регионов — туризм. Оба делают ставку на его развитие. Идея федеральных чиновников создать буквально через реку две особые турзоны на деле обернулась жесткой конкуренцией между ними. Турпоток на оба региона — общий. Статистика говорит, что ежегодно число приезжающих на Алтай становится больше, однако их количества пока явно недостаточно, чтобы удовлетворить потребности обоих регионов. А значит, борьба как за туристов, так и за инвесторов останется острой.
Еще один источник противостояния регионов — непрекращающиеся разговоры об объединении. Казалось, на этой теме поставлена точка. Во-первых, к вопросу укрупнения фактически перестали обращаться после избрания президентом Дмитрия Медведева. Во-вторых, еще в 2006 году жители республики дали понять однозначно — они против. Тогда в Горно-Алтайске прошли многотысячные митинги в знак протеста. Нервировать людей в и без того непростой социальной обстановке, сложившейся на фоне кризиса, вроде бы было нецелесообразно. Да и сам факт переназначения Александра Бердникова, а он также более трех лет назад недвусмысленно высказался по этому вопросу, казалось, ставил в этом вопросе жирную точку. И тут вдруг председатель Госдумы Борис Грызлов разбередил старую рану.
21 января он предложил создавать "самодостаточные регионы" путем присоединения дотационных субъектов к более сильным. За его заявлением последовала публикация в газете "Ведомости", в ней анонимные источники из администрации президента сообщили, что "в Кремле действительно есть желание продолжить укрупнение регионов" и на очереди — три территории: Ненецкий АО, который собираются включить в состав Архангельской области; Республика Алтай, ее намерены объединить с Алтайским краем; а Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО должны влиться в Тюменскую область.
И хотя большинство экспертов, в том числе федеральных, нелицеприятно высказались насчет очередной инициативы спикера Госдумы, волна недовольства пошла сразу. В республике, разгоряченной предвыборными баталиями (в марте там пройдут выборы в Эл-Курултай), эта тема вообще стала предметом информационных спекуляций. "Эсеры" быстро заявили, что "ЕР", одним из лидеров которой Грызлов является, выступает против желания алтайского народа.
"Неопределенность в этом вопросе сильно вредит установке конструктивных отношений между регионами, — говорит Юрий Чернышов. — Трудно выстраивать стратегии развития. Элиты республики и ее рядовые жители будут всячески отбиваться от укрупнения. Они очень настороженно относятся к любым предложениям, которые могут способствовать объединению. И даже какие-то здравые шаги в этом направлении будут рассматриваться сквозь призму покушения на региональную независимость".
Есть и еще один, куда более деликатный, момент, который не способствует сближению регионов и их глав. Его достаточно тактично выразил также г-н Чернышов: "Бердников косвенно связан с группами, которые находятся в конфронтации с Карлиным на территории края". Речь идет, конечно же, о группе Анатолия Банных, крупного предпринимателя и бывшего заместителя главы республики. Он давний "раздражитель" для губернатора, и факт его сотрудничества с Бердниковым также препятствует установлению доброжелательных отношений между главами.
Вся совокупность перечисленных факторов, по мнению экспертов, не позволяет работать регионам совместно даже над выгодными для обоих субъектов проектами. Туризм, энергетика, газификация, транспорт — те отрасли, в которых край и республика могли бы сотрудничать более тесно. Пока работа по ним ведется в основном по принципу "каждому — свое".
Единственная сфера, на которой политическое противостояние фактически не сказывается, — это бизнес. Как утверждают в некоторых компаниях, работающих одновременно и в Алтайском крае, и в Республике Алтай, никакого давления в связи с перипетиями во власти они на себе не ощущали.
Работать в Республике Алтай мы начали лет 16 назад. Свой филиал создали там 11 лет назад. За все время нашего присутствия там какого-либо недружелюбного воздействия на нас не оказывалось. За прошедший период и в крае, и в республике были разные главы. Но чтобы руководство края или республики "отрывалось" на бизнесе, выставляло преграды по политическим мотивам — такого не было никогда.
Я считаю, что при любой власти экономические связи, а я их называю настоящими, — это тот самый стержень, который сглаживает любую нестабильность политического свойства. Для благоприятного развития бизнеса в обоих регионах ему нужно в первую очередь не мешать. Но если вдруг во власти возникнет какой-то реально действующий координирующий орган в сфере бизнеса, это могло бы нам помочь.
Напряженность между Алтайским краем и Республикой Алтай провоцируется Москвой, которая постоянно вбрасывает тему перекройки границ, слияния регионов. Пример — недавнее выступление Бориса Грызлова о "ликвидации" дотационных регионов. Масла в огонь добавляет постоянное сопоставление двух регионов: у кого выше зарплата, федеральные дотации, число безработных и т. д. Имеет значение и ориентация на разные враждующие бизнес-группировки.
Думаю, что все эти факторы будут и дальше омрачать отношения элит двух соседних регионов, тем более что центр сохранил статус-кво. В то же время не стоит преувеличивать масштаб проблемы. Два Алтая тесно связаны экономическими, культурными связями, огромную роль играют туризм и инвестиции. Никакая политика не сможет подорвать единство "Большого Алтая".
Свою версию причин переназначения на пост главы Республики Алтай Александра Бердникова высказала московская журналистка, политолог Юлия Латынина. Газета "Ваше дело" представляет отрывок из ее материала ("Ежедневный журнал", 11 января):
Отчего же Дмитрий Анатольевич Медведев переутвердил в должности главы республики вот это? Ответ прост; он становится ясен из постановления, которое 24 декабря 2009 года подписал премьер-министр В. В. Путин. Это постановление о строительстве "примыкания" к автомобильной трассе М52 на 651-м километре в районе реки Урсул. "Примыкание" представляет собой 22 км дороги, которая ведет к горной долине, где планируется возведение резиденции некоего высокопоставленного лица. Стоит "примыкание" 3,5 млрд. рублей, 1 млрд. уже выделен.
Напомним, что этим летом Путин приезжал на Алтай. Его вертолет в Онгудайском районе видели многие охотники, и сразу распространился слух, что "Путин положил палец на нашу землю". Так или иначе, сразу после отлета премьера та земля, на которую, по подозрениям местных, нацелился "палец", была объявлена заповедником, а вот теперь началось строительство "примыкания".