февраль 4, 2010
17 января свой первый юбилей отметил клуб молодых родителей "Умница – Барнаул", члены которого занимаются ранним развитием детей. Уже в три месяца в жизни малышей этих активных мам и пап появляются такие понятия как чтение и математика. Создатели клуба Надежда Воробьёва и Галина Ворсина рассказали "МЭ" кому и зачем это нужно.
Сейчас в структуру объединения "Умница- Барнаул" входят: бесплатная выездная школа для молодых родителей, в которой любой желающий может узнать о существующих методиках раннего развития и научиться ими пользоваться; родительский клуб, где собираются мамы и папы, уже пользующиеся методиками – делятся опытом, рассказывают о достижениях, а также клубный Интернет-магазин. Кроме того, один раз в месяц специалисты "Умницы" проводят занятия в трёх поликлиниках города - № 2, № 9 и № 14, а так же в женсокй консультации № 11.
- У меня самой педагогическое образование. И когда я ждала ребёнка, то активно интересовалась литературой по развитию и воспитанию детей. Как раз тогда я узнала о существовании методики раннего развития Гленна Домана, но поначалу восприняла её в штыки, - вспоминает Надежда. - Мне казалось, что само словосочетание "чтение с пелёнок" звучит пугающее и ребёнку это не нужно. Мне в руки попала одна книжка, потом - другая, а дальше я увидела и само пособие для занятий и моё мнение кардинально изменилось. Я начала заниматься со своей дочерью, возникло желание рассказать о своём опыте другим молодым мамам.
В основе всех методик раннего развития лежит тезис о том, что обучение и развитие ребёнка наиболее эффективны в первые три года жизни, потому что именно в этот период происходит интенсивное развитие функций головного мозга. К трём годам структуры мозга формируются и рост завершён на 70-80%.
Развитие головного мозга происходит через формирование связей между нейронами. Чтобы такие связи формировались, нужно давать мозгу пищу – информацию. Чем больше новых фактов, тем больше связей. Чем больше связей, тем быстрее и гибче мышление человека. И соответственно, тем выше его интеллект.
Надежда Воробьёва и Галина Ворсина находят и изучают самые интересные и полезные методики, а потом помогают родителям внедрить их в жизнь своего ребёнка. Сейчас на вооружении клуба - методики Домана-Маниченко "Чтение с пелёнок" и "Математика с пелёнок", "сонатал-педагогика" Михаила Лазарева, музыко- и сказкотерапии и другие.
Надежда Воробьёва рассказала нам, как проходят занятия у них с дочерью:
- "Чтение с пелёнок" выглядит так: я показываю ей карточку с целым словом и громко его озвучиваю. Показываю долю секунды – потому, что дольше секунды ребёнку не интересно смотреть на одно и тоже. Берём пять слов, и показываем два-три раза в день, в течение трёх-пяти дней. Таким образом, один "урок" занимает пять секунд. Что в это время происходит? Сначала ребёнок начинает понимать: то, что мы говорим и показываем – одно и тоже. Потом начинает выделять звуки, потому что видит, что они повторяются в разных словах. Дальше в его сознании появляется понятие заглавной буквы и понимание того, что слово читается слева – направо. Как это происходит? - Неизвестно. Но однажды вы заметите, что ребёнок понял слово, которое вы не показывали.
Занятия "Математикой…" выглядят схоже. Только я показываю карточки с определённым количеством красных точек и озвучиваю их число. При этом карточки каждый раз вращаются, чтобы рисунок точек менялся.
Обычно когда мы обучаем ребёнка счёту, то берём книжку, в которой, например, нарисованы и определённым образом расположены пять зайчиков. И потом у него слово пять ассоциируется именно с этой картинкой. Ему очень сложно увидеть пять в тех же зайчиках, если они по-другому расположены или это не зайчики, а стулья. Он не представляет, что такое пять, он представляет картинку.
А у нас изменяется слово и изменяется количество точек, и всегда неизвестно как они расположены. Закономерность одна – сколько их.
- Смысл, конечно, не в том, чтобы научить ребёнка читать и считать, - объясняет детский психолог высшей категории Галина Ворсина, - а в том, чтобы занять голову ребёнка, чтобы формировались те самые связи между нейронами. Животное рождается и тут же встаёт на ноги. А человек в первый год жизни не умеет почти ничего, а узнать нужно очень многое. Поэтому ребёнок в день воспринимает до тысячи новых фактов. А если малышу не давать дополнительной информации, то он будет за неё драться. Почему ребёнок лезет в шкаф, разбивает посуду, измазывается едой? Ему не хватает информации, и он таким способом пытается познать мир.
Мы не воспитываем вундеркиндов. Наша задача сохранить интеллектуальный потенциал ребёнка, данный ему природой. Дети ко многому способны. Но если посадить абсолютно здорового ребёнка в пустую комнату, он вырастет умственно отсталым. А если в тёмную – слепым. Потому что мозг не будет получать нужных сигналов.
- Мы не пытаемся формировать у ребёнка знания и навыки, а повышаем уровень его сообразительности, - подхватывает мысль Надежда. - Такой ребёнок в будущем не будет бояться ничего нового. Не будет бояться принимать решения и брать ответственность. У него будет в жизни больше возможностей, потому что он на большее способен.
Человек такого склада может принести большую пользу людям. Быть не исполнителем, а генератором процессов. Сегодняшние дети - это люди, которые будут формировать образ города через 20-30 лет. И от нас зависит, какими они вырастут.
Комплекты для обучения стоят несколько тысяч рублей – не всякий родитель может позволить себе такое "удовольствие". У Надежды и Галины на это своя точка зрения:
- У нас почему-то считается хорошим тоном отдать за коляску, которой ребёнок будет пользоваться полгода, 8-15 тысяч рублей. И никому не жалко тратить денег на дорогую одежду. Мы не говорим, что это плохо. Но все эти вещи не окажут на будущее ребёнка такого сильного воздействия, как вклад в его интеллектуальное развитие.
Да и настолько ли дороги эти комплекты? Допустим "Чтение с пелёнок" стоит около трёх тысяч рублей, но он и весит почти три с половиной килограмма. Это качественная полиграфия, жёсткий картон с ламинированным покрытием. Посмотрите на цены на детские книжки в магазинах города и сравните.
Так или иначе, начать заниматься чтением в два месяца или в два года, считать зайчиков или точки – каждый родитель решает для себя сам. А вот, что нужнее любому ребёнку – чувствовать себя любимым. Не забывайте об этом!
В сороковые года XX века молодой физиотерапевт Гленн Доман начал работу над программой реабилитации детей с тяжелыми поражениями нервной системы. В своей системе он использовал карточки с красными точками, картинками и словами. Эти карточки показывались ребенку много раз в день. Постепенно количество карточек увеличивалось. Карточки являлись раздражителями, которые стимулировали резервные здоровые клетки мозга. Умственно отсталые дети в своем развитии догоняли сверстников. Больные дети начинали ранее положенного срока говорить, считать, писать. Впоследствии методику Домана стали применять как развивающую для обучения здоровых детей. В России более распространенна адаптированная под наши национальные и языковые особенности методика Домана-Маниченко.