Барнаульские мошенники разделили своих клиентов на "бандерлогов" и "пряников"

февраль 11, 2010

В последнее время 159-я статья Уголовного кодекса (мошенничество) набирает популярность. Все чаще под нее попадают банковские должники. Вот и на прошлой неделе в Железнодорожном районном суде началось рассмотрение дела крупнейшей в крае организованной преступной группировки в сфере мошенничеств по автомобильному кредитованию. От схемы, приведенной в действие организаторами, пострадали ряд коммерческих банков Алтайского края и свыше 60 граждан. Приблизительная сумма, полученная аферистами, – около 20 миллионов рублей. Правоохранители называют это преступление одним из самых циничных за последние несколько лет.

Кто самый умный?

Прежде чем взять кредит даже в самом щедром банке, нужно убедить его сотрудников в своей платежеспособности. Еще три-четыре года назад документы, предоставляемые заемщиками, банковские службы безопасности (СБ) в большинстве случаев проверяли "для галочки". Иначе чем объяснить наличие в дотационном крае такого количества "генеральных директоров" и "ведущих менеджеров" со средним доходом 50 тысяч рублей. Но тем не менее "достать" подобную справку с красивой должностью мог не каждый. Поэтому желающие обхитрить банк разделились на две категории: тех, кто организует систему обмана, и тех, кто добровольно в нее вступает.

Иван Шеко,
генеральный директор коллектор­ского агентства "РОВД":

Мошенники по сходной цене покупали организации, существующие только на бумаге. Сюда "трудоустраивали" желающих получить кредит. Здесь всегда были готовы к контрольному звонку сотрудника банка, с тем чтобы подтвердить информацию о заемщике. Конечно, по ряду признаков сотрудники СБ могли выявить обман, но, как показывает практика, зачастую они верили аферистам на слово.

Найти таких "работодателей" – а по сути мелких обманщиков – не представляло сложности, благо, объявлений вроде "Помогу оформить ссуду под залог" и т. п. было предостаточно.

Карьера бандерлога

По словам Антона Кононенко, старшего оперуполномоченного оперативно-розыскной части ГУВД Алтайского края, представшая перед судом группа работала в крае с 2006 по 2008 год. Ее организаторы были хорошо знакомы с опытом, накопленным мелкими обманщиками. По данным следствия, обвиняемые во главе со своим лидером Дмитрием Ч. до июня 2006 года оформляли потребитель­ские кредиты на паспорта так называемых "бандерлогов"  (доверчивых, неблагополучных и неграмотных граждан). Их, как правило, привозили из деревень Алтайского края. Вырученные деньги забирали себе. Параллельно работали над созданием себе подобающего имиджа, чтобы привлечь более прибыльную аудиторию – "пряников" – людей, обманув которых, можно получить более дорогой кредит. Для этого обвиняемые купили в кредит дорогие автомобили (марок BMW, Mer­ce­des), сняли в аренду и оборудовали офис в "Геомаркете". В этом респектабельном месте  они радушно принимали граждан, пришедших по объявлению  "Помощь в оформлении кредита". Для того чтобы подтверждать платежеспособность своих "клиентов", организаторы предусмотрительно приобрели ком­панию "Грасс", существовавшую только на бумаге. Это было уже полдела.

Остальные мероприятия проходили следующим образом: доверчивого "пряника" убеждали в том, что у каждого банка есть определенный норматив по кредитам и, если договориться с банковским сотрудником, возвращать долг кредитной организации не придется. Правда, деньги получались не живые, необходимо было приобрести товар – автомобиль. Гражданин немного ждал, пока благодетели решали все организационные вопросы. За это время "кондитеры" (мошенники) находили автосалон, подбирали автомобиль и готовили документы для предоставления в банк, чтобы получить кредит (который якобы не придется возвращать).  После приобретения машину снимали с учета и по доверенности в десятидневный срок сбывали на автобарахолке Новосибирска. Большую часть суммы, вырученной после продажи (70%), аферисты забирали себе. Спустя месяц "пряник" получал платежный лист из банка: оказывается, платить все же надо. Последующие звонки и визиты в офис компании оказывались безрезультатными – "кондитеры" были неуловимы. Это еще позитивный сценарий,  некоторых из "пряников"  члены группы оставляли ни с чем.

Оттенки жадности

Обращения в милицию в таких случаях ни к чему не приводят.

Антон Кононенко,
старший оперуполномоченный оперативно-розыскной части ГУВД Алтайского края:

Люди добровольно подписывали документы в автосалоне, банке, оформляли на мошенников доверенность на автомобиль. Что в таких случаях даст обращение в правоохранительные органы? Подписи-то все настоящие… Состава преступления нет, а умысел доказать очень непросто. Поэтому заявления в милицию написали всего четверо потерпевших, остальных мы искали сами.

Сотрудники банка в сложившейся ситуации тоже видели свою правовую ошибку и неохотно шли на контакт с оперативниками, поэтому на доказательство умысла мошенников у милиционеров ушло полтора года.

Антон Кононенко,
старший оперуполномоченный оперативно-розыскной части ГУВД Алтайского края:

На обман попадались разные категории граждан, – продолжает г-н Кононенко. – Это и материально необеспеченные лица (к ним мошенники обращались сами: "Денег желаешь заработать? Делать ничего не надо, просто давай паспорт". Давали). Есть представители среднего класса, попадавшиеся на сказку о кредите, который не надо возвращать. Причем некоторые прекрасно понимали, что произойдет впо­следствии, но руководствовались желанием как можно скорее получить деньги (к таким, например, относятся карточные должники). Словом, согласившихся получить сладкий кредит было немало. Что поделаешь? Сегодня, когда многие без угрызений совести готовы обмануть кого-либо, все проще играть на человеческом факторе – жадности.

Цифра

10% кредитов, по оценкам алтайских коллекторов, в 2006–2008 гг. оформлялось нечестными способами.

Вера на слово

По словам Антона Кононенко, главным оружием обвиняемых была грамотная психологиче­ская обработка граждан. Для этого четко распределялись роли: были "менеджер по продажам", обладавший даром убеждения, "нотариус", оформлявший документы, и подставной "представитель банка". В офисе сидел солидный "секьюрити", обеспечивавший физическое прикрытие и при необходимости оказывавший давление. 

Клиент обычно верил "менеджеру". К сомневающимся выходил "сотрудник банка" и подтверждал все изложенное "менеджером". Перепроверить информацию в банке никто из обманутых не удосуживался.

Комментарий

Андрей Михайлин,
юрист:

Законные посредники, так называемые кредитные брокеры, работают по договору с кредитной организацией, поэтому их легко проверить. Надо прийти в саму кредитную организацию и спросить: работаете ли вы с такой-то компанией? Посредникам можно верить только при наличии договорных отношений с кредитной организацией – их нужно попросить предоставить. Также следует обращать внимание на дату регистрации: чем моложе компания, тем больше шансов, что она может оказаться ненадежной.