февраль 12, 2010
Чем мы будем заниматься и где жить через 15 лет? Можно сходить к гадалке, но "Ч!Г" решил обратиться к более надежному источнику информации о том, каким станет город в ближайшем будущем. Речь идет о генеральном плане Барнаула, согласно которому уже через пять лет будут решены самые острые вопросы благоустройства, а к 2025 году проблем практически не останется.
Большая часть территории Барнаула неблагоустроенна и находится в неудовлетворительном состоянии.
Экологическая обстановка характеризуется как кризисная. Промышленные районы соседствуют с жилыми. Через центр города проходит железнодорожная магистраль. Ежегодно Барнаул включают в список городов с высоким уровнем загрязнения воздуха. Качество воды всех рек, протекающих в черте города, соответствует 3–4-му классу (очень загрязненная, грязная). Загрязнение почв тяжелыми металлами распространяется на жилые районы и территории садоводств, где горожане выращивают овощные культуры, которые попадают на их стол.
Система сбора, переработки и утилизации твердых бытовых отходов не соответствует требованиям. Коммунальные службы не всегда поддерживают в нормальном состоянии дворовые территории, места сбора и
хранения мусора. Полигон ТБО не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, расположен в водоохранной зоне и представляет собой объект повышенной экологической опасности.
Дорожная сеть города не рассчитана на существующую высокую интенсивность движения, особенно в центре.
Стратегия развития города до 2010 года тоже обещала барнаульцам почти рай. Например: перейти на финансирование стационаров медицинских учреждений по принципу пролеченного больного; сделать доступными для инвалидов здания и сооружения торговли, культуры, средства транспорта, связи и информации; предотвратить затопление территорий при паводках и наводнениях. И наконец, реконструировать ул. Челюскинцев (2008 год).
Площадь зеленых насаждений на каждого барнаульца составляет 10,6 квадратного метра. Существующая городская свалка закрыта, как и полигон промышленных отходов. Организована комплексная переработка мусора. Новая свалка обустроена к западу от города, в районе пос. Лесной. Технология утилизации позволяет уменьшить объем мусора в 2-8 раз. Две мусоронакопительные станции расположены в районе Научного городка и пос. Центральный. Миграционный отток населения полностью ликвидирован. Количество жителей города составляет 665 тысяч человек, включая пригороды.
В год возводится около 390 тысяч квадратных метров в жилых многоэтажных домах и около 100 тысяч – в малоэтажных индивидуальных. Построена поликлиника в пос. Южный, 14 новых школ в черте
города. В пригородах появились новые детские сады (9) и школы (3-4). На 1000 барнаульцев приходится 300 автомобилей. Отремонтированы около 45 км городских дорог, построены – более 38 км.
Осуществлен переход на цифровое телевизионное вещание стандарта DVB.
Проходит реконструкция системы дождевых коллекторов. Протяженность увеличилась в 1,5 раза, до 188 км.
Все городские леса стали лесопарками, часть их территории включена в парковую зону общего пользования. Зоны рек Барнаулки и Пивоварки озеленили. Сами реки расчищены и углублены. На каждого жителя Барнаула приходится 34 квадратных метра зеленых насаждений с учетом проектируемых лесопарков.
Западнее территории аэропорта строят новую трассу Северного обхода. Центральная Дуговая магистраль обходит новый деловой район и выходит на вновь построенный мост через Обь в створе ул. Кулагина. Западная часть города связана с центром автомобильным тоннелем в створе ул. Юрина. Тоннель проходит под железнодорожными путями и пл. Победы с выходом на пр. Социалистический. Над железнодорожными путями и пересечениями основных магистралей построены путепроводы. Под пл. Победы кроме автомобильного действует трамвайный тоннель.
На ул. Молодежной находится Студенческий городок, где есть общежития, киноцентр, научные и спортивные учреждения, сквер, бульвар. В перспективе здесь обустроят научный парк, для этого промышленные предприя-тия, расположенные между ул. Челюскинцев и Пивоваркой и в районе ул. Силикатной, "переселят". В границах ул. Интернациональной и ул. Анатолия от пр. Ленина до Красноармейского создан музей деревянного зодчества. На территории ВДНХ находятся музейная зона и мемориально-исторический комплекс.
Завершено строительство Обского бульвара. Севернее находится новый деловой центр Барнаула.
На острове Побочень строят городской стадион, комплекс спортивных сооружений, выставочный комплекс "Барнаул-Экспо", детский парк аттракционов "Страна чудес". На островах Отдыха и Помазкин устроят городские парки с пляжами, участками отдыха для детей, прогулочно-пикниковыми зонами и видовыми площадками.
Аварийный и ветхий жилой фонд полностью ликвидирован. Количество домов в частном секторе меньше: жилой фонд выведут из Северного промышленного района, а пос. Ильича расселят. На месте поселка – спортивный центр с авто- и мототреком, а также крупные предприятия, специализирующиеся на продаже и ремонте авто- и мототехники.
На ул. Малахова работает аквапарк, в существующем карьере – экстрим-парк. На базе завода "Кристалл" действует инновационный центр с выставочным, развлекательным и спортивным комплексами. Рядом с ипподромом организуют зоопарк. Вдоль Павловского тракта располагаются крупные торговые центры и высотные дома.
Из центра города вынесены все вредные производства, на месте промышленных зон появились общественно-деловые объекты. Больше производственных предприятий появится в районе Власихи, на пустующих территориях. На правый берег Оби перенесли речной порт, нефтебазу, коммунально-складское хозяйство, в перспективе хотят перенести Барнаульскую мельницу.
Рождаемость поднялась в 1,8 раза. Уровень смертности населения в трудоспособном возрасте снизился в два раза и достиг европейского уровня. В 2025 году в Барнауле живут 675 тыс. человек, в том числе 57 тыс. – в поселках городского типа и пригородах.
В структуре населения дети до 15 лет составляют 21%, трудоспособные жители – 56,5%.
На каждого горожанина приходится 34 квадратных метра жилья. ТЭЦ-1 демонтирована из-за физического износа. ТЭЦ-3 полностью реконструирована. На 100 жителей города приходится более 30 стационарных телефонов. 100% жителей города обеспечены канализацией, холодной водой и теплом, 99% — горячей водой.
Построены 55–60 новых детских садов и 26 школ, на территории города действуют две новых поликлиники.
Объем пассажирских перевозок вырос в два раза. 80–90% горожан тратят на передвижение по городу не более 35–40 минут. На 1000 горожан приходится 400 автомобилей. Создана специализированная пешеходно-велосипедная сеть протяженностью 62 км. Она соединяет все районы города, проходит по основным улицам и Ленточному бору. Протяженность улично-дорожной сети выросла почти в два раза и составила более 1000 км. На периферии центральной части города построены 5 многоэтажных автостоянок. Стоянка машин на центральных улицах запрещена.
Появились новые трамвайные линии: от пр. Строителей до ул. Северо-Западной с тоннелем от ул. Партизанской до ул. Исакова (под вокзалом), по продолжению ул. А. Петрова во вновь осваиваемый район, от пл. Свободы до автобусного терминала "Спартак-2". Средняя скорость сообщения на трамвае достигает 22 км в час. Новые троллейбусные линии соединяют осваиваемые под застройку районы на западе города с существующими территориями. Средняя скорость троллейбусного сообщения составляет 20 км в час.
Строится новый междугородный автовокзал на Павловском тракте для пассажиров, следующих в западном направлении. Жители Затона больше не опасаются затопления. Возведена дамба, совмещенная с
автодорогой, протяженностью 7 км и отводной канал. На въездах в город действуют автоматические мойки машин с замкнутым циклом водоснабжения и пункты экологического контроля.
Построен завод механизированной переработки твердых и промышленных отходов. Стихийные свалки полностью ликвидированы.
Планы после 2025 года направлены на правый берег Оби. Здесь будет расположена рекреационная зона: базы отдыха, гребной канал, луго-парк с вертолетной площадкой и гольф-клубом, этнографический парк-музей "Сибирская деревня". К 2050 году в Барнауле построят около 390 спортивных залов и 240 бассейнов.