Барнаульцы избалованы ассортиментом продовольственных магазинов?

февраль 16, 2010

В прошлом году многие потребители в стремлении сэкономить стали искать более выгодные для себя точки торговли. Сети, уловив изменения на рынке, активизировались и попытались предложить адекватный спросу формат дискаунтера. Однако пока магазины с низкими ценами не оправдали надежд ритейлеров.

Рассматривая покупательские предпочтения с начала прошлого года, региональный менеджер исследовательской компании Nielsen (Москва) Ольга Севостьянчикова привела данные, согласно которым 25% опрошенных в январе 2009 года респондентов отмечали, что стали покупать меньше товаров в супермаркетах и традиционных магазинах. Весной и летом  число таких людей еще увеличилось. Только к концу года поток покупателей начал постепенно возвращаться в супермаркеты. В свою очередь, наиболее успешным каналом торговли г-жа Севостьянчикова назвала дискаунтеры, поскольку они настроены на то, чтобы предлагать низкие цены.

Юрий Никитин,
генеральный директор ТД "Аникс":

Я могу отметить, что в прошлом году началось активное развитие дискаунтеров. Это особенно заметно в Новосибирске и Алтайском крае. Думаю, это является прогрессивным трендом, ведь дискаунтер - один из форматов на развитых рынках розничной торговли. В крае начало этой тенденции положила "Компания Холидей", по ее стопам пошли "Новые торговые системы.

Руководитель отдела маркетинга "Компания Холидей" Дмитрий Кувшинов полагает, что проекты "Холди" и "Холди Плюс" можно считать жесткими дискаунтерами, ведь они нацелены на максимально низкую цену для покупателей (см. "Прямую речь"). Однако собеседник  отмечает, что пока формат не принес ожидаемой прибыли.

Дмитрий Кувшинов,
руководитель отдела маркетинга "Компания Холидей":

В прошлом году, когда наступил кризис, руководство компании задумалось, что же делать дальше и каким путем пойти. В коллективном обсуждении появилась общая мысль развивать категорию дискаунтеров. У многих руководителей компании были свежи воспоминания об оптовых рынках 1990-х годов, палаточных городках, и тот опыт был перенесен на современные технологии. Но пока с точки зрения эффективности этот формат является для компании экспериментом, не приносящим ощутимой выгоды.

К аналогичным выводам пришел и исполнительный директор торговой сети "Пятерочка" Олег Понятов. В этом году "Новые торговые системы" (развивают "Пятерочку" и "Патэрсон") запустили формат "Лидер экономии", где предусмотрены минимальная стоимость аренды, минимум поставщиков (один на каждую товарную категорию) и ассортимента (около 1 тыс. позиций). Это позволяет установить торговую наценку не выше 7–10%. Для сравнения: "Пятерочка" как "магазин у дома" имеет пять поставщиков на одну товарную категорию, 3–5 тыс. ассортиментных позиций, и цены здесь на 10–15% выше, чем в "Лидере экономии".

Олег Понятов,
исполнительный директор торговой сети "Пятерочка":

Дело в том, что дискаунтеры предполагают на небольшое количество товаров и низкую цену. Покупатель сегодня избалован ассортиментом и привык, что в магазине он может найти все, что угодно. Пока в Барнауле мы не получили того результата, на который рассчитывали.

По словам эксперта, для дискаунтера, как и для любого другого магазина, 90% успеха зависит от расположения. Поэтому тот факт, что барнаульский "Лидер экономии" не так прибылен, как хотелось бы, объясняется еще и близким расположением "Ленты" и "Холди". Дмитрий Кувшинов, в свою очередь, уверен, что увеличить эффективность работы дискаунтеров "Холди" и "Холди Плюс" компания сможет за счет дополнительных нововведений. О чем конкретно идет речь, собеседник также не уточнил.

Прямая речь

Дмитрий Кувшинов,
руководитель отдела маркетинга "Компании Холидей":

По экономическому определению дискаунтер - это магазин с ценами ниже рыночных. И не на одну позицию, а не все. Как следует из определения, жить такому магазину в плане прибыли очень трудно. Именно поэтому многие ограничиваются снижением цен на отдельные категории, а на остальных группах товаров за счет высокой маржи зарабатывают наценку. Поэтому родилось суждение, что в России нет настоящих дискаунтеров. Мы в наших магазинах пошли по классическому пути. Управление форматом и его развитие мы строили на основании собственного опыта, поскольку считаем, что пример иностранных компаний не применим к российской действительности. Даже после завершения кризиса дискаунтеры не потеряют своей актуальности. Большая часть людей живет за чертой бедности, и быстро данная социальная ситуация не изменится. В инопланетян, которые прилетят и нас спасут, мы в компании не верим. Потребность людей покупать товары по ценам ниже рыночных является неисчерпаемым ресурсом.

Что понимают под дискаунтером в мире

 

Жесткий дискаунтер

Мягкий дискаунтер

Ассортимент

0,5–1,5 тыс. товарных позиций

1,5–3 тыс. товарных позиций

Соотношение СТМ* и брэндов

В основном - СТМ, брэнды используются лишь для заполнения специальных ниш

Существенную долю занимают брэнды, СТМ активно развиваются

Уровень цен

"Скандально" низкий

Низкий

Расположение/размер магазина

В городе:
300–400 кв. м;
на окраине:
600–1 000 кв. м

Повсюду.
Небольшие:
300–500 кв. м;
средние: 500–1 500 кв. м;

большие:

1 500–3 000 кв. м

*СТМ - товары под собственной торговой маркой магазина.

Источник: Nielsen.