Сотовые компании рассказали об итогах своей деятельности на Алтае в 2009 году

февраль 16, 2010

Драйвером рынка сотовой связи в 2009 году, как и прогнозировали аналитики, стал мобильный Интернет. Один из операторов сообщил, что объем потребляемого в Алтайском крае трафика в его сети вырос с лета прошлого года почти в 10 раз. Именно в это время начали работать сети 3G. Однако если кризис практически не помешал развитию Интернета, то на корпоративном секторе он сказался ощутимо. Оптимизация затрат на связь стала одной из основных задач бизнеса. Частные пользователи также начали более рационально подходить к выбору операторов и тарифов. Поэтому конкуренция на рынке обострилась.

Сотовая связь.
Михаил Хаустов

Несмотря на то что сотовые компании еще не подвели финансовые итоги за 2009 год, о некоторых его достижениях и потерях они уже смогли рассказать. Основные тренды истекшего периода были намечены еще в 2008 году. Тогда операторы заявляли о намерениях построить сети третьего поколения и развивать мобильный Интернет, а также расширять собственную розницу. Кризис внес свои корректировки.

Цены подросли

Сергей Абрамов,
директор алтайского отделения Сибирского филиала "МегаФон":

В начале 2009 года на рынке наблюдался определенный спад потребления услуг связи, так как тарифные планы многих операторов перестали соответствовать потребностям и ожиданиям массового рынка.

По данным филиала, в этот период ARPU (средние расходы на связь одного абонента в месяц. — Прим. "ВД") снизился на 10%.

При этом цены на услуги сотовой связи в течение года росли, хотя и не очень существенно.

Марина Коробкова,
аналитик ComNews Research (Москва):

Общие тенденции рынка сводятся к тому, что в 2009 году тарифы были ниже, чем в 2008 году. Однако наблюдался незначительный поквартальный рост цен. APPM — средняя стоимость минуты разговоров в России — в течение года увеличилась примерно на 10–12%. Несмотря на это, показатели 2009 года все равно самые низкие за последние пять лет.

Абонентская база сотовых компаний продолжала увеличиваться. По словам Сергея Абрамова, ее общий рост в крае составил 2%, что меньше, чем в прошлом году. "Сеть "МегаФон" показала наиболее быстрые темпы роста — 20% (плюс 65 тыс. абонентов), в то время как некоторые другие игроки рынка вообще продемонстрировали отрицательный прирост числа абонентов", — утверждает он. Эти цифры косвенно подтверждаются результатами исследования аналитического агентства J'son & Partners Consulting (Москва). По данным компании, "МегаФон" в прошедшем году по темпам роста абонентской базы (16%) занял второе место в России. Его опередил только Tele2 — 37,1%.

В отделе маркетинга "Алтай­связи" сообщили, что прирост абонентов компании в 2009 году составил 45%. Количество абонентов "Скай Линка" в крае увеличилось более чем на 20%. "ВымпелКом" (брэнд "Билайн") и "МТС" информацию об изменении числа абонентов не предоставили.

Фантастические темпы

По данным операторов, услуги мобильного Интернета в крае в ушедшем году развивались очень динамично. Это связано с запуском в эксплуатацию сетей 3G. По данным "ВД", наиболее обширная сеть в настоящее время построена в крае у "МТС". Она закрывает практически весь Барнаул, за исключением поселка Солнечная Поляна и части города в районе пересечения Павловского тракта и ул. Малахова. Но и в этих районах сейчас ведется строительство сети.

Сергей Бондин,
директор филиала "МТС" в Алтайском крае:

По сравнению с летом прошлого года объем потребления трафика в Алтайском крае вырос в 10 раз. С момента ввода в эксплуатацию в августе 2009 года первого фрагмента сети 3G, который почти полностью покрывал три центральных района Барнаула, объем потребления трафика удваивался ежемесячно. Это фантастические темпы роста. Они говорят о том, что по крайней мере в Барнауле данная услуга чрезвычайно востребована. В июле 2009 года мы продали несколько десятков 3G-модемов, а в декабре — более 5 тыс. За счет этого существенно растет наша абонентская база. Уверен, что со временем развитая сеть 3G позволит заметно увеличить нашу долю на рынке края.

В "Скай Линке" сообщили, что объем потребления трафика в регионе в сети оператора за прошедший год вырос более чем на 60%. "Алтайсвязь", несмотря на отсутствие сети 3G, тоже констатировала увеличение данного показателя на 50%.

В 2010 году операторы намерены вести активное строительство сети третьего поколения.

Сергей Абрамов,
директор алтайского отделения Сибирского филиала "МегаФон":

До конца года "МегаФон" планирует запустить полномасштабную сеть 3G как в столице региона, так и во многих городах края: Бийске, Алейске, Рубцовске, Славгороде, Камне-на-Оби, Павловске. Мы стараемся уделять внимание именно таким городам, где беспроводной мобильный Интернет для жителей часто является единственным способом выхода в сеть.

"МТС" также собирается в этом году предложить 3G жителям Бийска, Славгорода и Рубцовска. А количество базовых станций в Барнауле увеличить как минимум вдвое. В Барнаульском филиале "ВымпелКом" о планах компании не сообщили.

Бизнес экономил

Цифр, демонстрирующих изменения в корпоративном секторе в 2009 году, операторы связи практически не предоставили. В течение года "ВД" регулярно опрашивало алтайские предприятия о динамике расходов на связь, и практически все констатировали их сокращение.

Лидия Сухачева,
начальник отдела маркетинга и рекламы компании "Алтайсвязь":

На предприятиях идет сокращение людей, а следовательно — и служебных sim-карт, что ведет к уменьшению корпорации. Конкуренция между операторами сотовой связи в корпоративном сегменте всегда была серьезной, в последнее время можно говорить о ее обострении. В первую очередь это связано с кризисом.

Некоторые операторы заявляют о том, что в 2009 году многие бизнес-клиенты охотно меняли поставщика услуг связи.

Сергей Абрамов,
директор алтайского отделения Сибирского филиала "МегаФон":

Корпоративный сегмент сети "МегаФон" в Алтайском крае в 2009 году рос значительно быстрее массового и во многом благодаря корпоративным заказчикам, которые не смогли найти подходящих предложений у своих старых операторов. К тому же в начале 2009 года многие компании просто прекратили компенсировать затраты своим сотрудникам, что сильно повлияло на изменения на этом рынке. В конце 2009 года число корпоративных клиентов в нашей сети по сравнению с концом 2008 года выросло в три раза.

Эта же тенденция, по словам Лидии Сухачевой, наблюдалась и в "Алтайсвязи".

Все операторы оптимизировали свои тарифные линейки. Например, "МТС" и "Билайн" сократили число корпоративных тарифных планов до трех, что, по замыслу компаний, должно упростить выбор наиболее оптимального. Кроме того, "ВымпелКом" предложил алтайским бизнес-клиентам комплекс услуг мобильной и проводной связи. А голосовое общение в сотовой и фиксированной сетях предоставил по единым тарифам.

Андрей Семенов,
директор Барнаульского филиала "ВымпелКом":

Корпоративный сегмент сегодня заинтересован не столько в голосе, сколько в создании высокопроизводительных систем управления бизнесом, а это невозможно без широкополосного доступа. Поэтому мы организуем для клиентов все виды виртуальных частных сетей с использованием как традиционных, так и IP-технологий.

SMS востребованы

Среди частных абонентов, по данным операторов, наибольшей популярностью пользовались три типа тарифов: с посекундной тарификацией, с регрессной стоимостью минуты разговора и подразумевающие пакеты услуг. Например, у "Билайна" это тарифы "Все включено" (пакетный) и "Посекундный", у "МегаФона" — "Арифметика" (со второй минуты стоимость минуты 1 копейка) и "Секунда". В "МТС" отмечают такие тарифные планы, как "Супер ноль" с выгодной стоимостью разговоров внутри сети, "Длинные разговоры" с убывающей ценой минуты и др. В "Алтайсвязи" востребованным был пакетный тарифный план "Коктейль".

Среди дополнительных услуг традиционно наиболее популярными были SMS-сообщения. А также различные опции, позволяющие экономить на Интернете.

Сергей Абрамов,
директор алтайского отделения Сибирского филиала "МегаФон":

SMS в составе выручки компании "МегаФон" от предоставления услуг VAS (неголосовые услуги. — Прим. "ВД") занимают около 45%, услуга передачи данных приносит компании около 20% от выручки VAS. Доля же самой VAS в составе общей выручки компании — 25%. Поэтому в 2009 году абоненты часто подключали различные опции, позволяющие экономить на SMS и GPRS: это опции "Безлимитные SMS", "Безлимитный Интернет" и другие.

В других компаниях также подтвердили наличие этой тенденции.

Справка

В 2009 году операторы "большой тройки" активно развивали монобрэндовую розницу.

В "МегаФоне" сообщили, что за год компания открыла в крае более 30 салонов связи. "МТС" увеличил количество подобных торговых точек в регионе в четыре раза. По данным на октябрь 2009 года, магазинов-салонов "МТС" в крае было более 40. "ВымпелКом" также развивал розничное направление, но количество работающих брэндированных торговых точек в компании не называют.

Салоны операторов связи предоставляют абонентам весь спектр услуг — подключение к сети, консультации, оплата услуг связи. А также реализуют телефоны и другое оборудование под брэндами операторов. В 2010 году "большая тройка" намерена продолжать расширять сеть своих салонов. По данным "МТС", ARPU абонентов, подключенных в салонах оператора, на 20% выше, чем у абонентов, подключенных независимым ритейлом.