Сергей Воронов рассказал об объединении барнаульских отельеров и жестком влиянии кризиса на их бизнес

февраль 22, 2010

Уже более года существует так называемый Совет директоров гостиниц Барнаула - неформальный союз, участники которого активно обсуждают тему создания своего отраслевого объединения. Отельеры рассматривали различные варианты, теперь они определились и регистрируют некоммерческое партнерство. О том, что отелям даст объединение, какая поддержка им необходима со стороны власти и почему они существенно пострадали от кризиса, редакции газеты "Ваше дело" рассказал один из активных участников этого процесса, директор гостиницы "Барнаул" Сергей Воронов.

В гостиничном бизнесе Сергей Воронов вращается более 15 лет. Но при этом он впервые столкнулся с кризисом в должности директора отеля "Барнаул".

В гостиничном бизнесе Сергей Воронов вращается более 15 лет. Но при этом он впервые столкнулся с кризисом в должности директора отеля "Барнаул".
Анна Зайкова

Вместе веселее

- Сергей Данилович, почему директора гостиниц пришли к необходимости объединения? В связи с чем она возникла?

- Все началось с семинаров, которые проводил "Алтайский центр сертификации", Татьяна Николаевна Малышева. Тогда и завязался диалог между директорами гостиниц.

- Почему он не возник раньше?

- Был довольно длительный период, когда каждый жил своей гостиницей, занимался делами, боролся с трудностями индивидуально и при этом настороженно относился к работе других отелей.

- Такое положение на рынке возникло в результате конкурентной борьбы или из-за незнания и недоверия?

- Все в комплексе. Виделось так, что ведется борьба за гостя. Но со временем пришло понимание, что в городе острой конкуренции как таковой нет. Каждая гостиница работает в своем сегменте. Настал момент, когда стало понятно: нужно общаться, нужно знать, кто и чем дышит. Выяснилось, что проблемы у нас общие. Почему бы их не начать решать совместно? Конкуренция из плоскости недоверия перешла в конструктивный план. Никаких обид друг на друга нет: если одна гостиница сделала что-то лучше, для других это стимул к изменениям.

- Вы рассматривали различные формы объединения. Известно, что анализировали возможность создания филиала Российской гостиничной ассоциации (РГА). Почему отказались от этой идеи?

- Действительно, в Барнаул приезжал президент РГА, мы знакомились с работой томского филиала. В течение года мы пребывали в творческих муках - как правильнее поступить. И в итоге отказались от создания филиала. Москва далеко, а проблемы - у нас, здесь, и все равно их придется решать на местном уровне. Поэтому мы решили создать собственную ассоциацию. Сейчас готовятся учредительные документы для юридического оформления объединения. Мы разослали предложения в гостиницы города с предложением вступить в ассоциацию - хотим привлечь и мелкие отели.

- Какие проблемы отельеры собираются решать сообща?

- Проблемы возникают постоянно. Например, регистрация иностранных граждан. Эта долгая история так и не разрешилась (все данные о зарегистрированных иностранцах гостиницы должны в течение суток в бумажном варианте передавать в миграционную службу, нарушение сроков влечет штрафы, отели выступали за электронную форму обмена информацией. - Прим. "ВД"). В конце ноября были внесены нужные поправки в закон. Мы дождались разъяснений миграционной службы, она сказала: "Да, можно передавать данные в электронном виде, но для этого каждая гостиница должна провести специальный кабель".

Сейчас миграционная служба создала дополнительную проблему: с 29 января иностранцы обязаны платить госпошлину - два рубля за день пребывания. Я считаю, что имидж нашей страны от этого не выиграет. Почему, например, нельзя включить этот взнос в общую сумму при оформлении визы? "Куда я поеду? - говорит гость. - Я не знаю города". Мы предлагаем: "Давайте наш человек съездит и оплатит". Но возникает другой вопрос - как эти денежные отношения оформлять?

Другая проблема - превышение нами нормативов загрязнения сточных вод, которые контролирует "Водоканал". Это проблема не только гостиниц, но и всех предприятий города. Согласно этим нормативам получается, какую воду мы из водопровода забрали, такую же должны слить в канализацию. Штрафные санкции у нас доходят до 50% всего объема платежей. И это при том, что в гостинице сейчас закрыт ресторан. Когда мы спрашиваем: "А что делать?" - нам отвечают, нужно создавать колодцы, отстойники - очистные мини-сооружения, не использовать моющие средства. Мы знаем, что, например, в Томске такой проблемы нет.

Стоит также вопрос подготовки кадров, взаимодействия с учебными учреждениями. Пока у нас этот процесс налажен хаотично. Кроме того, важно наладить взаимодействие с властями.

Выставки не нужны

- А зачем вам нужна поддержка властей?

- Мы не просим о помощи, в том числе финансовой, мы хотим сотрудничать. Например, в вопросе продвижения нашего края и города. За последний год во взаимоотношениях с властью был сделан большой шаг вперед. В администрациях хотя бы осознали, что в городе вообще есть такой бизнес - гостиничный. В самом начале, когда мы задавали вопрос: "А кто курирует гостиничное хозяйство?" - нам внятно на него ответить никто не мог.

Сегодня при главе администрации Барнаула создана рабочая группа по развитию туризма, в состав которой вошли, в частности, директора гостиниц "Колос" и "Турист". Раньше в городе проводились экскурсии, сегодня этот опыт почти утерян, хотя спрос на услугу есть. Барнаул привлекает в основном делового туриста, большая часть наших клиентов - командировочные. Поэтому кризис нас сильно подкосил. И для нас важно, чтобы в регионе развивалась экономика: будут работать предприятия - к ним приедут покупатели, поставщики, иностранные консультанты. Например, когда "Барнаульский пивзавод" проводил переоснащение, у нас более трех месяцев жили иностранные специалисты.

- Власти к вам прислушиваются?

- Мне в целом импонирует политика краевой администрации, направленная на развитие туризма в регионе. В крае создан координационный совет по туризму, в состав которого вошли руководители туркомпаний, санаторных комплексов из Белокурихи и я как представитель от гостиниц. Нас-то что еще интересует? Чтобы власть проводила больше мероприятий. Элементарный пример. Когда в городе проходит ярмарка "Алтайская нива", все гостиницы заполнены, загрузка в прошлом году в дни проведения ярмарки составила более 90%. А в предыдущие годы доходило до того, что мест вообще не было. Это происходило еще и потому, что под ярмарку все начинали планировать совещания, собрания, культурные мероприятия. Из-за этого у людей даже возникала иллюзия, что в городе недостаточно мест размещения.

Недозагрузка

- А вы считаете, что их достаточно?

-   В 2008 году среднегодовая загрузка гостиниц составила 55%. И это при том, что кризис мы тогда только-только почувствовали. В 2009 году загрузка снизилась еще процентов на 20–25. На сегодняшний день и, пожалуй, на завтрашний мест размещения в Барнауле достаточно. В резерве  находится гостиница "Турист". Это высотная гостиница, построенная более 10 лет назад и рассчитанная более чем  на 450 мест, из которых для оказания гостиничных услуг используется только 51. Кроме того, в последние годы в Барнауле открывалось  не менее  трех-четырех мини-гостиниц в год.

- А какой должна быть наполняемость, чтобы работа гостиницы была рентабельной?

- Минимум 30%. Вообще, оптимальным считается показатель не менее 50%. Тогда гостиница работает и развивается нормально. Причем я говорю о крупных отелях. Небольшим средствам размещения необходимо не менее 80% загрузки для полноценной работы.

- "Барнаул" - самая большая гостиница в городе. Из-за этого вам приходится сложнее, чем другим крупным отелям. Или все находятся примерно в равных условиях?

- Примерно в равных. Нам сложнее лишь в том плане, что номера простаивают, а коммунальные услуги все равно нужно оплачивать. Хотя, конечно, идет экономия на подготовке номеров, на их обслуживании. Мы были вынуждены сократить около 20 человек.

- Несмотря на кризис, вы обновили облик вашей гостиницы. Почему пошли на эти затраты?

- В кризис мы пришли к заключению, что оттягивать с ремонтом фасада больше нет возможности. Гостиница существует уже 27 лет, а внешнего ремонта не проводилось, утеплитель в наружных стенах уже не выполнял своих функций. Я могу сколько угодно рассказывать людям, какие у меня хорошие номера внутри, но их это не убеждает, если они видят потрепанный фасад. Так что мы сознательно пошли на эти траты ради привлечения клиентов.

- Во сколько вам обошелся этот ремонт?

- Потратили более 10 млн. рублей. Мы привлекали дизайнеров, рассматривали несколько проектов. Но многое не могли себе позволить из-за конструктивных особенностей гостиницы. Они таковы, что использовать, например, керамогранит или композиционные материалы мы не могли. Поэтому использовали шпатлевку французской фирмы и краску, гарантийный срок которой, по утверждению фирмы-поставщика, даже в наших условиях составляет 15–20 лет. Проверим.

- Как сегодня используется пристройка к гостинице?

- Сначала была проведена реконструкция на втором этаже. Там расположился "Мебель-центр". В прошлом году мы провели ремонт на первом этаже. Там было много помещений, которые давно не использовались. Дело в том, что по советским нормам для ресторана площадью 200 кв. м, который там располагался, требовалось 1,5 тыс. кв. м подсобных помещений. Мы провели там ремонт и стали получать дополнительные средства - арендную плату. Сейчас размышляем над тем, как использовать подвальное помещение. Это еще порядка 500–600 кв. м.

Специальный вопрос

- У гостиницы "Барнаул" довольно неоднозначная репутация. Насколько для вас важен имидж отеля?

- Имидж важен всегда. Один недовольный гость рассказывает о том, как ему плохо жилось в гостинице, примерно 15 знакомым. Поэтому за свое реноме все гостиницы бьются. Откровенно скажу: у нас была большая проблема с питанием. Оно проводилось на площадях ранее закрытого казино. Качество услуг не соответствовало требованиям жильцов. Да и сама атмосфера помещения не импонировала гостям. Тем более требования с каждым годом у наших клиентов растут. Нас, например, упрекали в отсутствии шведского стола. Сегодня мы проводим ремонт, готовимся к открытию хорошего собственного ресторана.

О чем еще рассказал собеседник

О собственной нише

- Наши клиенты - это бизнесмены, инженеры, командировочные, приезжающие к нам со всей страны. Мы стараемся привлечь к себе и гостей более высокого уровня. Все-таки название - "Барнаул" - обязывает.

О собственниках

- В 1992 году гостиница "Барнаул" была преобразована в акционерное общество. С того момента число акционеров сократилось. Радует, что сегодня собственники поддерживают проводимую руководством гостиницы политику по обновлению и ремонту: все-таки отвлечение средств сказывается и на размере получаемых дивидендов.

Об объединении коллег в Белокурихе

- Насколько я знаю, мотивы намечающегося объединения те же, что и у нас. У них тоже есть проблемы непонимания с властями. Скажем, им не совсем понятны тарифы на вывоз мусора, на газ. Они стали заложниками ситуации: повышать цены на собственные услуги они не могут, загрузка и так минимальная. А поставщики тарифы увеличивают. Руководители санаториев и гостиниц Белокурихи рассматривают и вариант вступления в нашу ассоциацию - все-таки проблемы лучше решать вместе.

Справка

Сергей Данилович Воронов родился в селе Зональном Бийского района в 1962 году. В 1985 году окончил Алтайский государственный медицинский институт, после чего служил два года  в армии начальником медицинского пункта полка. Позже работал на кафедре у профессора Зиновия Баркагана. В 1990-х годах занялся бизнесом. С 1997 года работал заместителем директора хлебокомбината № 1, создавал на его месте торговый центр "Седьмой континент". В течение трех лет работал директором данного торгового центра. С 1994 года являлся членом совета директоров гостиницы "Барнаул", с 2002-го - председатель совета директоров гостиницы. В 2007 году стал директором отеля.