Как вывоз мусора и очистка города могут стать преступлением

февраль 25, 2010

Из всех судебных дел, с которыми я сталкивалась за 15 лет работы в газете, не так много тех, про которые хочется сказать: "Деточкин, конечно, виноват, но он не виноват". История, о которой пойдет речь, из их числа.

У этого дела звонкий ярлык: незаконное предпринимательство в особо крупных размерах. И у него в прямом смысле слова крупные размеры: 3000 страниц. Но, на мой личный взгляд, оно не стоит и сотой доли истраченной на него бумаги.

Юрий Музюкин: "Чтобы получить лицензию, компания должна была работать, а чтобы начать работу, нужна была лицензия".
Дмитрий Кудрявцев

Фигурант этого дела – Юрий Музюкин, директор компании "Эко-Стандарт": в 2007 году эта компания несколько месяцев вывозила из Барнаула мусор, не имея лицензии. Правда, дело завели, когда лицензия уже была, и при этом ее не было у большинства других компаний… Ну, вот так ему "повезло".

Преступный умысел

Эх, нашим бы следственным органам да романы писать… Вот выдержки из обвинительного заключения (все, что в кавычках).

"Музюкин Ю.В., преследуя преступную цель извлечения не контролируемого уполномоченными органами государственной власти дохода, решил осуществлять предприниматель­скую деятельность без специального разрешения (лицензии), а именно осуществлять незаконную предпринимательскую деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, достоверное зная, что данный вид деятельности подлежит лицензированию".

"С целью облегчения реализации своего преступного умысла Музюкин Ю.В. разработал план совершения преступления". Нанял водителей (не осведомленных о "преступных намерениях" босса). И начал очищать город от мусора, "предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий". Словом, лихо заверчено. "Букера" авторам.

За все ответите

В принципе, если кто-то в государстве решил, что для дела нужна лицензия, мы спорить не будем: под козырек и вперед, за документом. Этим, собственно, и занялся Юрий Музюкин в начале 2007 года, когда был создан "Эко-Стандарт". В чем загвоздка?

В том, что принимать документы на лицензирование Ростехнадзор начал только 1 февраля 2007-го (сообщает Южно-Сибирское управление этого ведомства). И в том, что сама процедура может занять месяцы, – как повезет.

– В середине февраля мы подали документы на лицензирование, – рассказывает Юрий Музюкин. – Заключили договор на разработку проекта по сбору и использованию отходов. Проект подготовили, мы сдали его в Роспотребнадзор, Госпожнадзор, провели экологическую экспертизу…

Прошло четыре месяца (30 дней на одну процедуру, 30 на другую и тэ дэ) – наконец лицензия получена. А вскоре к директору пришли из милиции. "Есть лицензия?" – "Есть". – "Так ведь не было же?! Вот и ответишь".

Дело завертелось

Хотелось бы понять психологию человека, который затеял это долгоиграющее дело, зная: для получения лицензии в тот момент требовалось предъявить договоры с ТСЖ, ЖЭУ и т. п. – с теми, кто этот мусор производит. Вот как заключать договор, не работая? Из заключения Южно-Сибирского управления Ростехнадзора следует: такие договоры тогда требовали от всех – все и работали без лицензии, шаг за шагом оформляя документы.

И все же дело о незаконном предпринимательстве завертелось. Работу следователи провели колоссальную – отдадим им должное.

– В милицию вызвали всех моих контрагентов (тогда их было 150), спрашивали, работали ли они с "Эко-Стандартом", платили ли деньги, какие возили отходы. Вызвали всех водителей. Возил? Возил… Все мое дело занимает 3 000 страниц.

А в конце прошлого года дело передали в суд. Обвиняемый – директор.

Большая беда

Вообще, в 2007 году у "Эко-Стандарта" было пять мусоровозов и 15 работников. Откуда, спрашивается, появился "особо крупный размер" незаконного предпринимательства? Все просто: ущерб следователи рассчитали, сложив все деньги, полученные компанией от клиентов, за "незаконные" месяцы, как и предписывает постановление Пленума Верховного суда (от 18 ноября 2004 года).

– Мы платили налоги и зар­плату, покупали новые мусоровозы, ГСМ и талоны на вывоз мусора, но никто это не вычел, – поясняет Музюкин. – Моя беда в том, что я четыре месяца очень хорошо поработал – выручка была довольно большой.

М-да. Когда хорошая работа становится бедой – это, по-моему, все, туши свет. Короче, выручка "Эко-Стандарта" превысила 3 млн. рублей. А это как раз незаконное предпринимательство в особо крупных размерах. Хотя, признаться, больше смахивает на глупость – и тоже в особо крупных размерах.

Наступил на пятки

Компания "Эко-Стандарт" была второй по счету мусоровывозящей компанией в крае, которая получила лицензию. Большинство получили много позже (а только в Барнауле тогда работало 10 компаний).

Но вопрос не в том, что один попался, а другие нет. Голову ломаю, не пойму – в чем общественная опасность-то? Ростехнадзор претензий к предприятию не имеет. Город тоже: "На 1 января 2007 года на территории района возникли серьезные проблемы с вывозом мусора… „Чистый город“ исчерпал ресурсы", – отвечает один из чиновников города.

И все же следователи два с половиной года старались прищучить официально зарегистрированную компанию, которая вывозила наш с вами мусор. А теперь идет масштабный судебный процесс с вызовами десятков свидетелей.

Есть, впрочем, еще "третьи лица", чьи права могли быть нарушены, – конкуренты с лицензией, у которых "Эко-Стандарт" отнимал рынок. На момент появления интереса у милиции лицензию имел только "Чистый город", из которого Юрий Васильевич ушел в "Эко-Стандарт". Впечатление, что три года назад помешал он только ему. Если оно ложное, поправьте меня.

А. Ковалев,
заместитель руководителя Южно-Сибир­ского управления Ростех­надзора:

Учитывая, что "Эко-Стандарт" сразу после регистрации предпринял все действия для получения лицензии и одним из первых оформил лицензию, то считать это умышленным нарушением законодательства, на наш взгляд, не совсем обоснованно.

Справка

Согласно статье 171 УК осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, является незаконным. Если это деяние было сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере, оно наказывается: штрафом (от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до трех лет) либо лишением свободы (до пяти лет) со штрафом (до 80 тыс. рублей или в размере зар­платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового).