март 1, 2010
Своим взглядом на основные проблемы развития турбизнеса и его конкурентоспособность, в частности — на особенности работы санаторно-курортного комплекса, 19 февраля в Белокурихе поделился руководитель Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.
Алтай, конечно, — туристическая дестинация мирового уровня: по своим ресурсам, по местоположению. И развивать ее нужно. Весь вопрос — в визах, в логистике. Наличие гостиниц — вопрос второй. Главное, чтобы было, на чем долететь, и не было административных барьеров.
Основной вопрос — а зачем ехать? В случае с Белокурихой это понятно. Еще с советских времен курорт позиционируется как место эффективного лечения. Он не потерял этот имидж, и лечебную базу удалось сохранить и развить. Ставка на лечение во всех его формах беспроигрышна. А все остальное — горнолыжные комплексы, экскурсионное обслуживание — можно развивать как дополнение.
Хотел отдельно сказать несколько слов о санаторно-курортном комплексе. За все время по линии Минздравсоцразвития не было выделено ни копейки на продвижение санаторного лечения. Почему к нам не едут лечиться? Потому что не знают — куда. Другой принципиальный вопрос в этой отрасли — почему не признать санаторно-курортное лечение страховым случаем? Это сразу открывает другие возможности. Кроме того, есть социальные вычеты по НДФЛ при санаторном лечении, но только в части медицинских услуг. И вычет не действует. Почему нельзя учитывать и проживание, и питание? Льгота сразу заработает.
Большая проблема — налог на землю. Есть субъекты, где после перехода на кадастровую оценку земли он вырос в 10–50 раз. В Сочи один известный санаторий в 2008 году заплатил 4 млн. рублей налога на землю, в 2009-м — 14 млн. На инвестиционном климате это сказывается отрицательно: сразу резко увеличивается срок окупаемости гостиниц и санаториев.
В целом в индустрии гостеприимства проблема издержек — одна из главных. Как нам конкурировать с западными партнерами? У нас коммунальные платежи растут, ставки по кредитам высоки. Каждый год появляются новые поборы. И каждый раз министерство, которое их вводит, говорит: "Ну что вы? Это же копейки". А о каких копейках идет речь? Например, если лобби шоу-бизнеса продавит законодательные поправки, то гостиницы и санатории будут платить с номерного фонда авторские отчисления за трансляцию произведений. Хотя по действующему законодательству номерной фонд не является местом публичного исполнения. Если гостиницам в этом не помочь, несправедливость будет налицо. И речь пойдет не о копейках.
Другая проблема, которая также снижает нашу конкурентоспособность, — режим регистрации иностранцев. Им нужно регистрироваться в каждом населенном пункте! Нигде в мире такого нет — ни в отстающих, ни в экономически развитых странах. Что, там меньше заботятся о своей безопасности?
И последнее. Я считаю, что регионам нужно лоббировать свои интересы. Иногда требуется просто политическая воля, чтобы принять решение, которое может дать мощный толчок к развитию туризма. Наглядный пример. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко пролоббировала 72 часа безвизового режима пребывания пассажиров круизных судов в России. Режим был распространен и на пассажиров круизных паромов. Сейчас открываются новые паромные линии. РЖД уже собирается ставить паромные составы, чтобы туристов отправлять в Европу и привозить их в Россию. За несколько лет ряд политических решений, которые ничего не стоили бюджету, позволили сделать прорыв. Санкт-Петербург стал одним из крупнейших круизных центров. А ведь такие же перспективы могут быть и у Владивостока, и у Сочи.