март 6, 2010
Под началом Тимофея Крюкова - более 20 игровых серверов. На форумах, связанных с этими серверами, ежедневно общаются тысячи игроков в Counter Strike, Call of Duty, Battlefield, Ил-2 Штурмовик, Need for Speed. Кто-то из них называет себя киберспортсменом, кто-то просто часами не расстается с мышкой, джойстиком и монитором. О тесной связи компьютерных игр с подростковым самоутверждением и дружбе киберспорта со спортом реальным мы беседуем с руководителем игрового отдела новосибирского проекта "Электронный город".
В какой-то мере, да. Большинство людей идут путем наименьшего сопротивления, и игры часто дают иллюзию повышения статуса относительно сверстников. В замещении физкультуры компьютером в наибольшей степени я вижу вину семьи, школы и прочих социальных институтов. Почему я в этом уверен? Все очень просто и понятно - ребенок видит, как себя ведут родители и считает, что это наиболее верный вариант поведения. Много ли у нас людей в стране делает хотя бы зарядку по утрам, не говоря уже о лыжах, плавании, пробежках и других видах физкультуры? В школе наименее требовательны к вопросам физкультуры и данная дисциплина воспринимается чем-то "для галочки". Это формирует у ребенка мнение, что физическая культура - это наименее важное в их жизни дело. Вот все "серьезные" предметы - они важны. Для ЕГЭ, например. А физкультура - средство подвигаться в перерыве между "серьезными" предметами.
В сумме получаем - родители, не занимающиеся спортом, и школа, с пренебрежением относящаяся к данной дисциплине. Ценность хорошей физической формы человека становится чем-то условным. Но при этом идея успешности муссируется постоянно. Неважно, в чем ты должен быть успешным. Главное им быть. И тут на сцену выходит простая возможность схватить успех за хвост. Что проще - потратить с десяток лет и достичь каких-то успехов на поприще "реального" спорта, или за год достичь высокого уровня в онлайн игре и уже стать опытным, уважаемым игроком?
Статистика показывает, что в семьях, где родители сами уделяют внимание своей физической форме, дети также не сидят постоянно за компьютером или консолью. Не надо путать причины со следствием. Пока нет ежедневного уважения к спорту и физической культуре - дети будут искать способы самоутверждения в виртуальности.
Только спортивные симуляторы. Особенно хорошо это показала статистика продаж игровой консоли WII, в которой предусмотрено управление при помощи движений игрока. Это сильно отличается от тех игр, к которым большинство читателей этого материала привыкли сейчас - где не надо совершать каких-либо движений в пространстве, а просто жать на кнопки джойстика. Индустрия игр направлена на развитие мышления и очень некорректен по самой своей сути в современных условиях.
Игры развивают навыки социального общения, умения определять важные для игрока ресурсы и умение их распределять. Основы формирования планов по достижению целей также очень хорошо реализованы в играх. Игроку нужно уметь определить оптимальное время и требуемые ресурсы для достижения цели игры. В игре ты быстро понимаешь, что ничего не появляется из воздуха - все достигается трудом. Вред сидения за компьютерной игрой? Чем он принципиально отличается от вреда от бесконечного сидения за книгой в библиотеке? В обоих случаях нужен баланс, ответственность и понимание, что ты состоишь и из тела, и из интеллекта, и из духа. И в равной степени должен уделять внимание каждой из этих своих сторон.
Ни одна игра не сможет помочь не перепутать виртуальные достижения с реальными, научить четко позиционировать себя в этом мире. Здесь , тренеры, наставники. Нужно менять социальную среду так, чтобы подросткам и детям было интересней в реальности, а не в мире компьютерных игр. Но тут игровая индустрия, от лица которой я сейчас отвечаю на вопросы, не сможет ничего сделать. Мы можем только делать виртуальный мир более живым и пытаться там выполнять работу воспитателей и наставников, развивать у подростков социальные навыки. Давать им то, чего они не находят "в реальности". Именно это и есть привлекательная сторона виртуальности - тут можно получить то, чего не получил в реальном мире. Ребенок, которому просто не купили велосипед, может на велосипеде своей мечты ездить по городу своей мечты. Хоть бы и иллюзорному.
Попытки рекламы чего-либо малоинтересного и не ведущего к самоутверждению среди подростков заранее обречены на провал. Даже начинающие специалисты по работе с молодежью знают, что подросток всегда имеет свое мнение. Он считает его своим вызовом взрослым и готов пойти на многое, чтобы доказать свою правоту. Реклама массового спорта сработает через игры в том случае, если сверстники начнут формировать сообщества по интересам, связанным со спортом и привлекать туда своих друзей.
Мир игр - это мир подростков, остров Питер Пэна, и взрослые там ничего не могут делать открыто и явно - их отторгнут с юношеским максимализмом. Только сами подростки могут сделать игры средством привлечения в спорт. Примером может послужить паркур, который стал массово популярен именно через подростков и сеть Интернет. Это шло от подростков и было ими принято. Не надо думать, что дети глупы и им можно навязать все что угодно. Примут только что-то ясное и понятное, без попыток манипуляции, основанное на уважении к ним, и с четко видимой отдачей для них.
Можно, конечно, представить себе такой проект, где сливаются образы компьютерных игр и ежедневной физкультуры, но на мой взгляд, там слишком много "если". Например, нужно, чтобы спорт был показан как основной фактор успеха актера, с которого делался образ для компьютерной игры.
Подростковый период - это один из наиболее активных периодов жизни человека. Не устану повторять - давайте сделаем мир более безопасным, интересным и дадим возможности подросткам самореализовываться - они сами прекратят тратить по 12 часов в день на компьютерные игры. Пока нормальный подросток боится на улице достать из кармана мобильник, избегает прогулок на роликах из-за криминала в районе, пока на улице опасаешься очередного сумасшедшего водителя, нарушающего правила, пока спортивный инвентарь является порой предметом роскоши, - подросток будет прятаться в виртуальности, а мы (индустрия игр) будем предоставлять ему это убежище.
Именно спортивные команды я не встречал, но очень высокий процент спортсменов, которые играют в компьютерные игры и там занимают высокие места за счет хорошей физической формы. Она напрямую влияет на реакцию, умение контролировать себя и прочие немаловажные факторы победы в соревнованиях по компьютерным играм. Примером может послужить , которые уже несколько лет носит титул чемпионов Сибири по Counter-Strike. Тренер этой команды - профессиональный спортсмен, и у них строгий режим тренировок. Для меня это прямо указывает на то, что спортивные навыки и дисциплина важны не только для реального, но и для киберспорта.
В первую очередь я не собираюсь быть для него просто "отцом, с которым не спорят, который всегда прав". Мой отец с малых лет не сюсюкал со мной, а сразу сумел стать, в первую очередь, самым надежным другом, который всегда внимательно относится к моим словам и делам. Я постараюсь быть таким же отцом. Только отец, которому верят не "по умолчанию", а по признанию, может влиять на сына и быть уверенным в том, что его услышат. Дети - тоже люди и не любят, когда их "давят авторитетами". Особенно дутыми. Не надо требовать от детей того, что не можешь сам.