март 7, 2010
Владимир Милов, президент Института энергетической политики, в своем докладе "Структурные сдвиги и и перспективы мировой и российской энергетики" на "Сибирском Давосе" сравнил рост российских цен на бензин с мировыми ценами на нефть.
Нам говорили, что цены на бензин растут, потому что растут мировые цены на нефть. И вот мы видим, что когда цены на нефть сильно упали, никакого снижения цен на бензин на внутреннем рынке не произошло.
Нужны еще какие-то доказательства того, что существующий уровень цен на бензин определяется картельным сговором монополистов – торговцев нефтепродуктами, которые имеют жестко поделенные сферы влияния в регионах и определяют ценовую политику, исходя из своего монополистического сговора, а вовсе не из объективной ситуации на рынке?
Есть такая аргументация у некоторых защитников бензиновых монополистов, что нужно цены на бензин переводить в доллары и тогда при девальвации цены вроде бы как снижаются. Это кривое, абсолютно несправедливое объяснение, потому что российские нефтепродукты не являются международно торгуемым товаром, на них нет в мире спроса, они низкого качества, и могут использоваться только как полуфабрикаты для вторичной переработки в узкой группе восточно-европейских стран. И эти мощности уже в значительной степени заняты. Если кто-то думает, что российский бензин можно легко вывезти и куда-то продать, то он ошибается. Поэтому такое прямое сравнение с долларовыми ценами не имеет никакого экономического смысла, потому что вывезти этот продукт нельзя.
Но даже если сравнить динамику средних розничных цен на бензин в США и России, видно, что "дно" у американцев было значительно глубже, наши цены начали расти раньше и выросли до более высоких значений. То есть даже если использовать этот трюк и переводить цены в доллары, то совершенно очевидно, что монополисты мухлюют.
На мой взгляд, это следствие того, что у нас власти никогда не занимались системной конкурентной политикой на рынке нефтепродуктов. Она как была монопольной в момент приватизации в начале 1990-х, когда были единые предприятия нефтепродуктообеспечения, так такой и осталась; наросли гроздья частных трейдовских структур. В альянсе между собой и с региональными и местными властями они держат высокие барьеры входа на это рынок и разработали достаточно эффективную систему картельных сговоров, чтобы поддерживать цены. В России самая высокая розничная маржа за вычетом акцизов и розничных налогов на бензин - практически двукратная по сравнению с оптовыми ценами. Такого нет ни в одной цивилизованной стране.