март 10, 2010
На экономическом форуме в Белокурихе 6-7 марта Владимир Рыжков, либеральный политик и публицист, выступил с докладом "Бюрократический авторитаризм и модернизация". В первой части своего выступления он подвел итоги последних 10 лет в экономической, политической и общественной сферах. За эти 10 лет сложились три группы влияния: чиновники, силовики и олигархи, - считает Рыжков.
Владимир Рыжков, независимый политик.
Олег Богданов
Чиновники распиливают бюджет. Способов тысячи. Самые опасные для общества – это госзакупки – на них идет 2-3 трлн рублей в год, т.к. средняя цена закупаемого на 25-30% выше рыночной цены, а разница кладется в карман чиновников. Силовики: 300 тысяч бизнесменов, которые сидят в тюрьме – это те, кто не откупился, а те, кто продолжает работать, те откупились. Кроме того, силовики имеют массу своих бизнесов. По результатам закрытого анкетирования офицеров МВД, выяснилось, что 60% из них имеют собственный бизнес. Крупный капитал зарабатывает на своем монопольном положении на рынках при помощи государства, в самых многообразных формах
Коалиция этих трех групп влияния – партия "Единая Россия". Куда входят также и нормальные бизнесмены, которые стремятся таким образом защитить свой бизнес и не потерять то, что имеют. Этот авторитаризм чиновников, силовиков и олигархов заинтересован в монополии на власть, которая позволяет безнаказанно изымать гигантские средства из бюджета, снимать с граждан и бизнеса, и сохранять преимущество на рынках, извлекая сверхприбыль из этого преимущества.
Ситуацию в экономике г-н Рыжков оценил как "госкапитализм в сырьевой стране".
Госсектор составляет примерно половину ВВП, он резко растет как с точки зрения доли в экономике, так и доли занятых в госсекторе. Доля топливно-энергетического комплекса в производстве – 40%, в ВВП – 20%, нефть и газ в доходах бюджета в 2009 году составляли 46%, в докризисном августе доходило до 78%. Доля сырья в экспорте достигла почти 86% (для сравнения – в СССР было 48%). За последние десятилетия, пока Россия "вставала с колен", эта доля росла постоянно. Одновременно падала доля машинного оборудования в экспорте.
Наша экономика сверхмонополизирована и сверхконцентрирована: 24 российских компании контролируют 40% ВВП (данные до августа 2008 года – совокупный капитал 53 российских долларовых миллиардеров составлял 30% ВВП и 500 крупнейших компаний контролировали 81% ВВП). В этом отношении мы одна из самых концентрированных экономик мира. И все эти годы мы шли по пути все большей монополизации экономики.
Вот итоги десятилетнего "вставания с колен": деловой климат непрерывно ухудшался, конкурентоспособность поднималась последние четыре года, но в этом году мы рухнули сразу на 12 пунктов. Судебная система "падала" все эти 10 лет, экономика в плане открытости деградировала, по коррупции мы "съехали" на 146 место из 180. (Когда Путин пришел к власти, мы были в "почетной" восьмой десятке). Спорт – тоже совокупный показатель: нации на подъеме берут больше медалей, нации в упадке меньше. Это инфраструктурный признак.
Коррупция за эти 10 лет выросла примерно в 10 раз, бюрократия в два раза, социальное расслоение увеличилось с 12 до 17 раз. У нас примерно 1% населения богатых, 7% - средний класс и 90% населения – бедные слои.
"Я хочу подчеркнуть, что важны не сами цифры, а тенденции: вверх или вниз, - подчеркнул Владимир Рыжков. – Тенденции по основным, самым важным показателям ухудшаются. Поэтому необходимость модернизации очевидна", - делает вывод эксперт. При этом он отмечает:
Идеологическое оформление, главный лозунг нынешнего режима – "назад в СССР". Три базовых идеологемы, которые сейчас используются – "великая держава", "твердая рука" – власть, которая рулит всеми в ручном режиме, - "государство-опекун", которое кормит, поит, защищает, снабжает... Плюс православный аспект. Идет очень заметная клерикализация. Мы ставим перед собой задачу модернизации, при этом дискурс общественный и идеологический – реакционно-охранительный. Как можно решать задачи модернизации, имея такой дискурс в идеологии и общественной жизни? По-моему, это просто абсурд.