март 12, 2010
Моему другу часто снится наша родная деревня. В этом волшебном сне он обладает неограниченными ресурсами, как в компьютерной игре "Веселый фермер", – строит дороги и современные животноводческие комплексы, навешивает на столбы фонари, трудоустраивает местное население… Ненавижу патриотическую риторику, но я знаю, что многие-многие из нас не хотят счастья, безопасности и свободы только для себя. И мне кажется, что видеть свою родину если не цветущей, то уж во всяком случае не загибающейся под гнетом упырей – хорошая мечта.
В выходные, , я следила за работой "Сибирского Давоса" в Белокурихе. Вы тоже можете почитать репортаж оттуда, а если не можете, то вот вам обобщенный краткий пересказ всех докладов: без модернизации в России – если ничего доброго не делать – уже через несколько лет наступит смута (я думаю, когда Евгений Гонтмахер говорит "смута", он имеет в виду то же, что и мы с вами). Но модернизация в нашей стране невозможна. А невозможна она потому, что сложившаяся структура элит противоречит целям, которые должны быть достигнуты в результате модернизации.
Все, скорее всего, так и есть.
" – Так что ж мне теперь – повеситься, что ли?
– Да, отчасти и повеситься".
Но мне вот хотелось бы все-таки как-то избежать того, что мы вслед за Евгением Шлемовичем будем называть смутой. Эксперты все время прогнозируют поведение элит – ну ладно; но на месте журналистов, которые работали на "Сибирском Давосе", я бы обязательно постаралась узнать у человека с мозгами Гонтмахера, что в этой ситуации делать не элитам, а нам, обычным людям? Которые не дают/не берут взяток, соблюдают законы, не любят ходить на митинги, но готовы к ежедневной волонтерской работе на благо общества, хотя и не обладают возможностями веселого фермера. Есть ли у нас хоть крохотный шанс повлиять на ситуацию, или – все?
"Что делать?" Пусть "боян", но, мне кажется, нет сейчас ничего важнее…