Онлайн-учеба: что собой представляет дистанционное образование?

март 11, 2010

– В этом учебном году из-за обострившейся болезни моя дочь пропустила больше трех месяцев занятий. Представляете, какой пробел? – говорит Лариса Пономарева из Новоалтайска, мама одиннадцатилетней Анжелики, больной детским церебральным параличом. – При этом были дни, когда она чувствовала себя хорошо, для того чтобы учиться, но ходить в школу, естественно, было нельзя. Если бы я сама не была педагогом и не проводила некоторые уроки, Анжелика выпала бы из процесса образования.

Ученик. Интернет.
Анна Зайкова

Такая ситуация хорошо знакома родителям, чьи дети имеют серьезные проблемы со здоровьем. Краевой Центр дистанционного образования для детей-инвалидов, открытый на базе Алтайского педагогического лицея, призван помочь таким семьям.

Индивидуальная техника

Обучение детей-инвалидов преподавателям педагогического лицея доверили не случайно – с 2008 года педагоги и ученики этого учебного заведения работают в летней школе для абитуриентов с ограниченными возможностями. В результате 10 из 12 ребят, побывавших в специализированном летнем лагере, успешно сдали ЕГЭ и поступили в вузы.

В центре, который начнет работать с 1 сентября 2010 года, будут учиться дети из Барнаула, Новоалтайска, Павловского, Первомайского и Калманского районов. Они станут учениками лицея и наравне со здоровыми детьми будут ежедневно заниматься по школьной программе. Разница заключается лишь в том, что общение с педагогом и одноклассниками будет виртуальным – с помощью Интернета и веб-камеры.

Для этого в доме каждого ребенка уже этой весной появится специальное оборудование, приобретенное за счет краевого и федерального бюджетов: компьютер, веб-камера, микрофон, колонки, принтер, интерактивный дисплей, сканер, цифровой микроскоп и т. д. После того как ребенок сможет приступить к обычным занятиям или окончит школу, все это вернется обратно в центр, а потом перейдет к другому ребенку.

– Техника для ученика будет подбираться с учетом специфики его заболевания, – комментирует Ольга Нагайцева, директор Центра дистанционного образования. – Дисциплины будут преподаваться такие же, как и в школе, но на начальном этапе по сокращенной программе.

Совмещение двух реальностей

Будущие воспитанники центра благодаря открывшимся возможностям смогут не только заниматься по индивидуальной программе, но и посещать массовые мероприятия в лицее и даже быть участниками научных конференций.

– Есть возможность периодически организовывать приезд детей с ограниченными возможностями в наш лицей на массовые мероприятия, – объясняет Владимир Былков, директор Алтайского педагогического лицея. – Роль учителя-надомника частично заменят студенты-волонтеры из Института психологии и педагогики, а также ученики нашего лицея. Поэтому живое общение между учителем и учеником удастся сохранить.

– Родители могут не опасаться, что детям придется постоянно работать за компьютером, – объясняет Ольга Нагайцева. – Все будет происходить так. Учитель  объяснит задание, затем ученик начнет выполнять его в обычной тетради, развернув веб-камеру таким образом, чтобы педагог видел, что он пишет. Домашнее задание ребенок будет выполнять письменно, затем сканировать и высылать на проверку.

Непрерывное образование

– Многие родители боятся работать с компьютерами, потому что не обладают соответствующими навыками, а ведь ответственность за всю технику берет на себя семья, – продолжает Ольга Нагайцева. –  Говорят, что не смогут помочь ребенку в выполнении домашнего задания, как это было с обычными уроками. Однако все преодолимо. Сначала родители и дети пройдут курс первоначального обучения и только после этого начнутся занятия.

– Пока центр еще не начал работать, говорить что-то о результатах рано, но идея его создания мне как родителю и педагогу кажется очень перспективной, – говорит Лариса Пономарева. – Для того чтобы помочь своей дочери на первом этапе, я планирую взять отпуск. Вместе мы освоим работу с техникой, а потом начнем заниматься. Новая форма обучения для Анжелики очень интересна – все-таки это новые возможности. И вообще, на центр я и все родители возлагаем большие надежды.  Теперь, даже лежа в больнице, мы с дочкой сможем не прерывать образование.

Справка

280 тысяч рублей – средняя стоимость одного комплекта оборудования для каждого ребенка.

Учеников будущего Центра дистанционного образования выбирают муниципальные комитеты по образованию. В 2010/11 учебном году в центре будут обучаться 42 человека: младшие школьники и ученики среднего и старшего звеньев. В последующие годы число учеников будет расти. Оборудование и высокоскоростной Интернет каждому ребенку предоставят бесплатно. По окончании обучения (а также в случае если ребенок сможет начать ходить в школу) техника возвращается в центр.

Если ребенок не может ходить в школу…

Естественно, не все желающие смогут обучаться в центре. Набор учащихся завершится уже в ближайшее время. Но не стоит забывать, что дети с ограниченными возможностями, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут заниматься в обычной школе, могут получать образование дома. А по закону их родители могут получать за это компенсацию за счет краевого бюджета – от 293 до 2 000 рублей (в зависимости от места обучения ребенка и его возраста) ежемесячно. 

Основанием для организации обучения на дому ребенка является заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения. "Надомные" ученики могут бесплатно получать учебники, справочную и другую литературу, которая имеется в школьной библиотеке. Учителя же оказывают методическую и консультативную помощь, проводят промежуточную и итоговую аттестацию. По окончании обучения и после прохождения итоговой аттестации ребенку выдается документ о получении образования государственного образца.